Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2008

Александр Веселовский

ЭСТЕТАМ НА ЗАМЕТКУ

Человек–животное коммуникативное. Особи обоего пола всегда стремились к общности, сбивались в стайки, компании, клубы по интересам, партии и всевозможные сообщества. Потом приходило понимание необходимости сделать свое общество уникальным, неповторимым, загадочным, недоступным для непосвященных. Вспомните замечательный фильм Романа Полански «С широко закрытыми глазами», главный герой которого всеми правдами и неправдами пытается проникнуть в такой закрытый клуб. Играя на стремлении человека к общению с себе подобными, появились на свет «Вольные Каменщики», закрытые студенческие клубы и т.д. В этих формациях очень сложная внутренняя иерархия, система идентификации «свой–чужой» и другие признаки принадлежности к элитарности. Все это действо окутано зловещей тайной, притягивающей людей как магнит, но для регулярного и повседневного «применения» не годится. Тогда самые активные и коммуникабельные придумали более простой способ для общения–сообщества по интересам. Так возникли Клубы Цени-телей: хорошего коньяка, хороших сигар и многого другого необычайного и интересного. Как и полагается, эти формации тоже обросли кастовостью и мифом. Вспомним такую профессию, как дегустатор вин.

Как только вы произнесете вслух эти слова, большинство понимающе закивает головами и благоговейно зацокает языком. Да, людям нужна загадка, нужен культ. Принимая во внимание животное начало в человеке, мы видим, как одни стараются быть выше других в данной группе, другие–пытаются выделиться своей исключительностью и экстравагантностью. А вот этим слабостям потакаем уже мы–художники по камню. Как курильщику со стажем, мне приходилось сталкиваться с эстетством в этом «непростом деле». Признаюсь, что одно время я даже был захвачен этой идеей, но из-за патологической нехватки времени покинул этот заманчивый стан. Но кое-какие сокровенные знания я успел получить. Что, как мне кажется, дает мне право говорить со знанием дела.Курильщики–народ необычный, свою слабость они пытаются обернуть своей сильной стороной. Если уж курить, так сигары, скрученные вручную на теле загорелой кубинской девушки. Или смаковать сигареты, недоступные простому смертному, да непременно с необычным мундштуком. К культу должны прилагаться и предметы культа. В данном контексте–всевозможные портсигары, сигаретницы, пепельницы, гильотины для сигар, мундштуки, машинки для скрутки сигарет, трубки, кисеты или любые другие емкости для надежного хранения табака, футляры для сигар и многое другое. Любителей рефлексии в области эстетики курения огромное количество, соответственно и индустрия поддержки этого культа развита очень хорошо.

ООО "Меркус"

сигаретница " Скифика" 2007г.

А. Ананьев

сигаретница "Mare liberum"2007г.


Попробую дать небольшой обзор данного направления в аксессуарах. Потребность в «предметах культа» в нашем обществе достаточно велика, даже несмотря на программу борьбы с курением. Аксессуаров курильщика (применительно к камнерезной пластике) выпускается очень мало. Как, впрочем, и любых других аксессуаров. Это обусловлено сложностью изготовления, неприятием некоторых художников утилитарности и т.д. Об этом подробно я писал в предыдущих номерах альманаха. Сейчас моя задача–расставить акценты, рассказать заинтересованному читателю, какие предметы делаются в этой области, и, может быть, сделать прогноз на ближайшее будущее.

Подавляющее большинство произведений в данной области имеют отношение к таким предметам, как сигаретница или портсигар. Причем первых количественно гораздо больше. В свое время Фаберже вывел практически идеальную форму портсигара и сигаретницы. Буквально все современные мастера и художники по камню не утруждают себя проблемой поиска. Есть два пути, по которым развивается изготовление сигаретниц и портсигаров.
Во-первых, это классика. За основу берется выверенная годами форма, придумывается лишь оригинальное обрамление из металла. Примеров хорошего, добротного мастерства немного. Выделю работы таких фирм, как ООО«Меркус» с сигаретницей «Скифская» (2007г.) и ювелирный дом «Анна Нова» с серией сигаретниц «Арт-Деко» (2007г.) и «Волна» (2007г.). Выраженного авторского начала в них практически нет, зато есть такое редкое явление в нашем мире, как высокое качество, просто необходимое данным предметам. Отдельные мастера также иногда работают в этом направлении, но дальше полуфабрикатов дело, как правило, не идет.

Мастерская "Anna Nova"

сигаретница "Арт-Деко"2006г.

Второй прием–классическая или близкая к ней форма плюс оригинальная обработка поверхности каменной составляющей. В этом случае авторская мысль жестко привязывается к форме, что диктует очень тяжелые условия для развития художественной выразительности. На мой взгляд, интересны произведение А.Ананьева «Mare Libеrum» (2007г.) и работа автора статьи «Чемоданчик, полный секретов» (2004г.).

Данную сферу деятельности художников по камню, к сожалению, не лихорадит от избытка произведений. Раз практически нет экспериментов, то нет и настоящих курьезов. В остальном мы видим похожие один на другой, хотя и сработанные разными мастерами или фирмами, предметы. Различить руку мастера можно, пожалуй, лишь по качеству изготовления. Как это ни удивительно, но по сигаретницам и портсигарам больше сказать нечего.

Пепельницы. Здесь также наблюдается разнообразие форм, но не разнообразие экспериментов. Правда, бывают замечательные исключения. К примеру, «Зебры» (2006г.) С.Шиманского или очень интересные парные пепельницы «Inter faeces et urinam nascimur»
(2002–2003гг.) А.Ананьева. Во-первых, интересна сама подача–две пепельницы как противостояние начала и конца (обобщение жизненного пути курильщика?). Во-вторых, «черный юмор». Аксессуар курильщика, предупреждающий в жесткой форме о вреде курения.

А. Ананьев

Комплект пепельниц "Inter faeses et urinam nascimur"

2002 - 2003г.

Среди пепельниц также производится достаточно много токарно-обработанных предметов, отличающихся друг от друга только повышенным уровнем утилитарности. Рассказывать о них не имеет смысла, так как идентифицировать оригинальность авторского замысла нет никакой возможности.

Мундштуки и трубки. Бывают мужского и женского «рода». Женские–длинные и очень манерные, мужские–более короткие и сдержанные. Эта группа не отличается ни количественным, ни качественным разнообразием. Есть одна работа, которая вызывает неподдельный интерес,–«Translodor del suen`o» Я.Ксенофонтова (2003 г. ). С испанского языка на русский название работы перево-дится как «толкователь сновидений». Это мундштук, выполненный в стилистике «делицизма» (с нехарактерной для направления утилитарностью), представляющий собой некоего дракона, в пасть которого вставляется сигарета. Единственный минус данного произведения–нет переходника для сигарет типа slim. Это жестко привязывает его к категории мужских аксессуаров. Еще упомяну работу этого же художника–трубка «Трубка мира», выполненная в манере, характерной для данного автора. Мундштуков классической формы, как женских, так и мужских, мной зафиксировано не было. Редко какой художник или мастер забредает в эту степь.

М. Комаров

курительный прибор "Скупой рыцарь" 2003г.

Следующее, что хотелось бы рассмотреть,–это футляры и настольные шкатулки для хранения сигар (хумидоры), а также аксессуары для сигарет, аналогичные по назначению. Шкатулки для сигарет изготавливали М.Комаров (работа «Скупой рыцарь», 2004г.) и мастерская «Anna Nova» (работа «Скупой», 2006г.). Их роднит общность сюжета и схожесть принципа работы механизма шкатулки. Интересную работу в этом направлении сделал А.Корнилов («Кактус»1998г.). Это шкатулка для хранения сигар с мексиканским кактусом на крышке. Внутри расположен выдвижной ящик с пропильными бортами из позолоченного серебра. Орнамент выполнен в стилистике майя. Наверное, это намек на прародину табака. Опять же ваш покорный слуга выполнил два футляра для сигар–«Дело–табак!» (2004 г.) и «Web» (2004 г.).

На моей памяти был изготовлен еще один интересный предмет. А.Ге сделал ручную гильотинку для обрезки кончиков сигар. Гильотина представляла собой настольные ножницы с фигурой стилизованной зебры, расположенной на крышке коробочки, в которую убираются ножницы. Работа выполнена в стилистике «делицизма». К сожалению, предоставить работу для просмотра читателю невозможно из-за плохого качества снимка.
Из данного обзора видно, что список интересных авторских аксессуаров для курильщика на удивление краток. И что самое интересное–работы, описанные здесь, это практически все, что изготовлено за последние десять лет. Такой вывод наводит меня на мысль: раз нет предметов, значит, нет людей, способных их изготовить. Хотя спрос на аксессуары курильщика не миф, а реальность. Нехватка серьезных мастеров показывает глобальный упадок даже ремесленного уровня, не говоря уж об авторском мыслительном процессе. На мой взгляд, это явление носит угрожающий характер.

А. Веселовский

футляр для сигары "WEB" 2004г.

С другой стороны, у этого процесса есть и большой плюс. Существуют мастерские, которые хоть изредка, но выпускают данную продукцию, выполненную добротно или наполненную оригинальными идеями. В этих мастерских сохраняется и преумножается культура производства утилитарных предметов. Этот процесс приведет, скорее всего, к клановой системе, при которой несколько элитарных мастерских, специализирующихся на определенном виде предметов, будет поставлять клиентам необходимые аксессуары. Ремесло всегда стремилось к такой структуре. Она делает возможной преемственность традиций и обеспечивает достаточно высокую стабильность производства. Причем разделение произойдет по специфическим характеристикам предметов. Кто-то будет производить продукцию высокого качества в традиционном формате, а кто-то–поставлять оригинальные идеи с добротным уровнем изготовления. Такое «клановое» деление будет положительно сказываться на самих изделиях, поскольку второсортных работ попросту не будет.

Мастерская со слабым техническим оснащением и отсутствием контроля качества физически не сможет производить достойные предметы. Насчет художественной ценности работ скажу так: настоящему художнику не важно, в каких сферах реализовывать свой творческий потенциал, будь то скульптура малых форм или декоративно-прикладные изделия. Везде есть место для поиска и эксперимента.

 

Январь 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений