Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2008

Александр Левенталь

МАСТЕР МИНИАТЮРЫ

Летом 1990 года в подвал Кунсткамеры, где находился офис нашей фирмы «Пластика в камне», пришел, чтобы показать свои работы, молодой парень. Вещи не вызвали особого восторга–уж очень они по стилю напоминали сувениры объединения «Русские Самоцветы». Так что вопрос о приеме на работу автора этих произведений повис в воздухе. Еще раз внимательно посмотрев качество резьбы в композиции «Кошка и попугай», я предложил все-таки принять нового кандидата в нашу фирму. Меня поддержало еще несколько человек, и Геннадий Пылин стал членом нашей команды. Поначалу Гена не блистал особыми способностями.

Даже на фоне камнерезной анималистики того времени его работы выглядели бледно. Взглянув как-то на статуэтки «Летучая мышь» и «Крыса», я сказал своему коллеге Сергею Станкевичу, что абсолютно уверен–из Гены Пылина никогда не выйдет приличного резчика. В своей жизни я нередко ошибался в своих суждениях о людях, их достоинствах и недостатках. Но такой чудовищной ошибки в оценке возможностей конкретного человека не допускал никогда. Наверное, именно этот случай навсегда отучил меня от торопливых и категоричных заявлений по поводу способностей кого бы то ни было.

А произошло следующее. Оказалось, что у Геннадия Пылина такое количество работ, и такого качества, что наш тогдашний управляющий А. Лукьянов тут же предложил ему персональную выставку в Кунсткамере. Гена принес одну из новых работ. Я крутил в руках морионового «Анубиса» и не мог поверить, что это работа Пылина. Четко выстроенная форма фигурки в стиле классической египетской пластики вызывала ощущение, что это делал совсем другой человек. Однако работ такого уровня было много, и мне ничего не оставалось, как принять это как свершившийся факт.

На персональной выставке не обошлось без приключений. В начале 90-х в Кунсткамере произошло несколько краж. Не обошла сия чаша и коллекцию Гены Пылина. Вот уж воистину великая сила искусства! Несмотря на то, что выставленные работы были отнюдь не антиквариатом, они производили настолько сильное впечатление, что преступники решили–за эти шедевры можно взять хорошие деньги. Были похищены две работы: «Щенок бас-сета» и «Летучая мышь». Можно сказать, что Гене крупно повезло–злоумышленников изловили на Московском вокзале, а вещи автору вернули.

Г. Пылин

"Карп" 2007г.

В тот период Гена увлечен мистицизмом, рождается целый бестиарий: «Человек-волк», «Бестия» (женщина-кошка), «Стихии» (сплетенные в один халцедоновый клубок дерущиеся кошки). Мне эти работы не слишком нравились своей плакатной агрессивностью. Придя как-то к нам в гости, в мастерскую на Васильевском острове, где мы работали с моим тогдашним напарником Станкевичем и нашими учениками, Геннадий принес черного морионового кролика и нож для разрезания бумаги «Черный крис» из гагата и нефрита. Предметы показались мне почти инфернальными. Особенно зловещим был кролик–от него так и шла негативная эманация. Вместе с крисом, рукоятку которого составляли грызущие друг друга звери, эти две работы казались только что выкопанными из подземного храма предметами культа богини Гекаты или другого, не менее зловещего божества. Я полагаю, что тема мистицизма была вызвана юношеским пылом и желанием сильных эмоций. Впоследствии, став уже зрелым мастером, Пылин использовал в своем творчестве только светлые и позитивные образы.

С 1993 года началась совместная работа Геннадия Пылина и Евгения Морозова. На тот момент эти два уже серьезных мастера стали вести эксперименты в самых различных направлениях. Во флористике это была прекрасная композиция «Орхидея», не уступавшая по замыслу и качеству резьбы лучшим букетам Сергея Шиманского и Александра Корнилова. К лучшим работам этого периода можно отнести «Зеленый крыжовник» с изысканно подобранной эмалью и нефритовый кубок с государственной символикой. К сожалению, как это часто бывает в жизни, альянс расстроился. Два медведя не смогли ужиться в одной берлоге, слишком сильна была харизма каждого из них.

Г. Пылин

"Щенок бассета" 1992г.

С 1996 года Пылин работает один, и в его творчестве прочно закрепляется стиль нэцке. Надо сказать, что интерес к искусству Японии у него возник не случайно. Еще в 1990 году Морозов познакомил Гену с Д.Л.Ивановым, ученым-биологом, для которого философия, культура и искусство Японии и Китая стали неотъемлемой частью его жизни. Влияние этого человека оказало на творческий поиск мастера самое непосредственное воздействие. Можно утверждать, что не только Пылин, но и Морозов, и мой бывший напарник Сергей Станкевич многие свои представления о камнерезном искусстве формировали через восприятие дальне-восточной культуры в целом. Знаковой работой того года стала для Геннадия нэцке «Змея» из мохового агата. Ее ни в коей мере нельзя назвать прямым подражанием этому стилю, в ней есть синтез лаконичности нэцке и пластики камнерезных миниатюр ацтеков и майя. Но это не главное. Вещь, безусловно, имела «состояние» и обладала неким гармоническим магнетизмом. Такая удача, увы,–редкость в наших работах. Похоже, именно «Змею» можно считать началом нового направления, в котором мастер трансформировал стиль японской нэцке в свою собственную камнерезную пластику. Примером этого нового для Пылина направления могут служить композиции «Осьминог в раковине» из нефрита, кахолонга и сердолика; «Осьминог с амфорой» из яшмы, сердолика и агата и «Мотылек на дереве» из окаменелого дерева.

Творчество Геннадия Пылина можно смело назвать разносторонним. Он никогда не ограничивал себя какой-то одной темой. За год работы он мог сделать предметы совершенно разных направлений, легко переходя от букетов и прикладных вещей к анималистике, от анималистики к деталям холодного оружия, а от них к изображению обнаженной женской натуры.

Г. Пылин

"Змея" 1996г.

Для того чтобы точно сохранить хронологию в рассказе о работе моего коллеги, я вынужден был бы написать как минимум книгу. По этой причине мне пришлось разделить для себя произведения Геннадия по темам и в меру сил попытаться поделиться своими впечатлениями о них. Итак, начнем с оружия. В том же 1996 году Евгений Морозов, который сам является очень серьезным знатоком японского оружия, познакомил Гену с кузнецом В.А. Ивановым, специализировавшимся на изготовлении холодного оружия из дамасской стали. Результатом их сотрудничества стала целая коллекция охотничьих ножей. Один из них–«Грюнвальд» с рукоятью из мохового агата, был предназначен для президента Латвии. Не буду заниматься описанием всей коллекции, а расскажу только о двух ножах, которые мне очень понравились. Надо сказать, что особенный талант Пылина заключается в великолепном чувстве материала. Как голландский живописец 17 века умел тонко передать на полотне блеск стекла, перелив атласной ткани, матовую упругую поверхность фруктов, так и Гена в своих работах умеет передать сущность материалов через возможности специальных приемов обработки камня. В рукоятке ножа «Мышь в дупле» он сделал с черным нефритом что-то немыслимое: фактура коры передает не только графическую пластику, но и ощущение теплой поверхности дерева. И во всем этом великолепии живет маленький мышонок, который решен в очень простом «наивном» стиле. Так же виртуозно исполнен фактурнографический прием в зеленой нефритовой рукоятке ножа «Лягушки». Если все-таки отбросить эмоциональную шелуху образных сравнений и спросить, как же это сделано (я ведь все-таки профессионал и тоже обладаю свойственными только мне техническими приемами), однозначного ответа мы не получим. И хотя Гена никогда не скрывал секретов своей работы, я понимаю, что повторить такое мне будет очень трудно. Наверное, у каждого из нас есть свое маленькое колдовство, просто у Пылина в понимании возможностей материала его чуть-чуть больше.

Г. Пылин

Нож "Мышь в дупле" 2004г.

Я не буду говорить о прикладных вещах. Как мне кажется, их изобразительный ряд имеет отношение либо к нэцке, о которых я уже говорил, либо к обнаженной натуре. Обнаженная натура в работах всех моих коллег, которые рискнули творить в этом направлении, традиционно, за редким исключением, сделана из дымчатого кварца. Произведения Пылина в смысле материала не являются исключением. Немецкие резчики вообще не любят «дымчак», считая его «грязным» материалом для изображения обнаженной натуры, и предпочитают ему хрусталь, топаз и цитрин. Знаток материала Пылин и здесь оказался на высоте. И хотя работы с «обнаженкой» не обладают столь же яркой выразительностью, как его нэцке, тем не менее следует отдать должное его умению заставить фактуру дымчатого кварца передать упругую пластичность женского тела и мягкие обводы силуэта фигуры. Можно отметить статуэтку «Девушка с зеркалом», сделанную еще в 1993 году, шкатулку «Лето» и статуэтку «На волне».

Г. Пылин

"Дух Тэнго" 2003г.

И, наконец, тема анималистики. Сразу берусь утверждать, что мастер затронул в ней образы почти всех животных. Он делал из камня птиц, зверей, насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, одним словом все. Повторюсь, что не смогу охватить все это богатство образов, и выберу лишь несколько самых ярких и любимых. Пожалуй, первым из них будет «Щенок бассета», тот самый, который был украден и счастливо возвращен обратно. Яшмовый песик, мне кажется, не утратил от времени подкупающей выразительности, и мне, как человеку, вырезавшему не один десяток собак, это совершенно очевидно. Второй, безусловно, знаменитый «Поросенок»–пожалуй самая лучшая работа Геннадия в этом жанре. Живое, с ярким «состоянием» произведение настолько поразило Гезе фон Габсбурга, одного из крупнейших специалистов по Фаберже, что он тут же предложил продать ему эту работу. И лишь известие о том, что вещь современная, охладило его пыл. Несомненно, хороша и статуэтка «Час быка». Простая красная яшма без особой деталировки убедительно передает расслабленное спокойствие усталого животного.

Г. Пылин

Нож "Пришелец" 2003г.

А вот композиция «Обезьяна на листе лотоса» послужила основанием для большого заказа. Максим Арцинович заказал всех животных восточного гороскопа по просьбе своего знакомого. Я тоже принял участие в этом проекте вместе с Геной. Мы выполни-ли почти весь заказ, но по обстоятельствам, от нас не зависящим, работа была прекращена. Из работ, сделанных для проекта Пылиным, мне запомнилась одна–«Крыса со свечой». Композиция еще не была завершена, мы обсуждали с ним фактуру шерсти, текстуру пола из окаменелого дерева, на котором стояла крыса, опираясь передними лапами на свечу. И вдруг я спросил, когда Гена эту самую свечу доделает, ибо я был в полной уверенности, что он временно подложил под крысу самую настоящую парафиновую свечу. Мое изумление не имело предела, когда оказалось, что свеча уже выполнена мастером из белого нефрита.

Г. Пылин

"Час быка" 2002г.

Совместная работа на какое-то время сблизила нас. Однажды в Москве мы попали в переделку, провели вместе пару суток, большую часть этого времени–под снегом и дождем. Много беседовали. Я думаю, тот случай позволил мне лучше узнать Геннадия как человека и дал мне возможность написать о нем и его творчестве.

Сейчас Пылин много времени проводит на природе–охотится, занимается рыбной ловлей. Может быть, от этого слияния с природой рождаются такие яркие образы, как «Тенгу», птенец птицы-человека, который пронзительно смотрит на вас из кахолонгового яйца. Пылин, как всегда, работает очень много. В последний период сделаны композиции «Дракон и тигр» и «Карп», которая демонстрировалась на последней выставке. В данный момент в работе акемона (большая композиция в стиле нэцке) под названием «Крысы».

Геннадий Пылин 18 лет работает с камнем. Он автор 111 работ. Его произведения являются предметом особого коллекционирования. Не боясь показаться патетичным, я уверенно заявляю, что Геннадий Пылин, несомненно, внес ощутимый вклад в современное камнерезное искусство России.

 

Январь 2007г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Подарки и награды за строительство Ливадийского дворца. 1911 год
Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений