Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2008

Антон Ананьев

ФОРТОЧКА В ЯПОНИЮ

С образом каждого крупного города на нашей планете связаны определенные стереотипы. Так, например, почему-то считается, что в Лондоне всегда стоит туман. А на улицах Калькутты слонов чуть ли не больше, чем местных жителей. Не избежал подобной участи и наш родной город.

Самый главный стереотип, связанный с Северной столицей, заключается в повсеместно бытующей убежденности в том, что Петербург–самый европейский город России. Действительно, определенные основания у этого мифа есть. Построенный по лучшим на тот момент европейским образцам, город был задуман основавшим его монархом (тоже, кстати сказать, самым европейским из русских монархов) как «окно» в ту самую пресло-вутую Европу. И мы, петербуржцы, в соответствии с этим за-мыслом и чувствуем себя европейцами вот уже триста с лишним лет. Москва для нас–деревня большая и зажиточная, остальные города русские–тоже деревни, но поменьше и победней. А пиетет мы испытываем только перед Европой. Благо она рядом, можно сказать–под боком. Мне ли, коренному петербуржцу, этого не знать…


К чему это я? Да к тому, что в соответствии с этим стереотипом и в камнерезном искусстве Северной столицы должны, по идее, чувствоваться несомненные европейские влияния. Например, какие-нибудь ненавязчивые отголоски средневековой готики. Или легкий привкус такого несомненного продукта европейского менталитета, как арт-деко. Или еще что-нибудь в этом роде. Однако если ретроспективно оглядеть всю резьбу по камню в Петербурге, то возникает несколько иная картина.

В. Путрин

"Сакура" 2007г.

Самым выраженным чужеземным влиянием окажется влияние Востока, а не Запада. Главным источником образного и тематического импорта для камнерезного искусства Санкт-Петербурга служит прежде всего Япония с ее специфическими традициями в изобразительном искусстве. Работ, несущих на себе отпечаток культурного влияния нашего дальневосточного соседа, за последние несколько лет сделано до неприличия много. Настолько много, что это уже не может быть случайностью.

То, что было бы неудивительно, скажем, для Владивостока или Хабаровска, для города на Неве кажется как минимум странным. Вот на Урале, где не менее развита обработка цветного камня, явственного «японского следа» не наблюдается. Это притом, что расположен Екатеринбург на пару тысяч километров восточнее. Как объяснить этот феномен?

Можно конечно вспомнить, что ряд петербургских «классиков от камнерезки» вроде Станкевича, Пылина или Морозова изначально неровно дышал к Японии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Их интерес не замыкался на использовании общих мотивов и композиционных построений у нэцки, и включал в себя, кроме всего прочего, любовь к поэзии Басе и увлечение восточными единоборствами. Однако при всем моем уважении к этим художникам я не стал бы переоценивать их влияние на камнерезную среду Петербурга в целом. А за множеством других мастеров, отдавших за последние годы обильную дань традициям страны восходящего солнца, подобных слабостей и вовсе замечено не было.

К. Вялков

"Борец сумо" 2007г.

К. Виноградов

"Гейша" 2006г.

Или, быть может, дело в том, что «все японское сейчас модно»? Именно такими словами охарактеризовал ситуацию один мой знакомый, человек не очень культурно развитый, но предприимчивый, пытаясь пристроить у нас в мастерской заказ на партию букетов-сакур. Но «модно» то сейчас далеко не «все» и не только «японское»…

Говорят также, что геополитические магнитные полюса в пос-леднее время неуклонно смещаются с Запада на Восток. Куль-турные приоритеты, следовательно, тоже меняются. Но в мировые гегемоны прочат все-таки Китай, а не Японию. Да и сказать, что камнерезы Петербурга чутко реагируют на перемены столь глобального характера, наверное, все же нельзя…

 

С. Фалькин

"Хокку" 2004г.

 

В общем, не то что исчерпывающих, а даже удовлетворительных объяснений тому, что резчики по камню в самом «прозападном» городе России с вожделением оглядываются на Восток, нет. С уверенностью, пожалуй, можно сказать только одно–Петербург, конечно, «окно в Европу». Но вот форточка в этом окне, повидимому, открывается все-таки в Японию...

Февраль 2007г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений