Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2008

Борис Качалов

КАМЕНЬ И ТОКАРНАЯ ОБРАБОТКА

Начиная разговор о токарной обработке камня, я хочу сразу предупредить читателя, что данную тему вряд ли удастся изложить в одной маленькой статье. Поэтому статья будет обзорной и основные аспекты получения круглых тел в камнерезном производстве я буду рассматривать, не вдаваясь в глубокие подробности.
Первое действие–это выбор материала. Необходимо подобрать требуемый цвет и рисунок, а также спрогнозировать, как ляжет этот рисунок, когда камень примет окончательную форму. Кроме того, нужно оценить возможные дефекты–трещины, раковины, гнили. Обнаружение дефектов на этапе заготовки является очень важным моментом, так как деталь на разных этапах процесса изготовления будет вращаться со скоростью от 20 до 3000 оборотов в минуту.Если в камне имеются непатологические дефекты (например, небольшие трещины), их необходимо проклеить. Трещины стоит проклеивать даже в том случае, если они предположительно уйдут в процессе получения формы. Таким образом они будут связаны и при приложении к материалу нагрузки не дадут рецидивов.

Для проклейки камня я пользуюсь эпоксидной смолой типа ЭД-20, иногда–полиэфирными смолами.

Проклейка производится при температуре камня около 70 градусов, за исключением тех материалов, которые не переносят нагрева. Отмечу также, что далеко не все камни поддаются проклейке. Когда все вышеописанные процедуры завершены, у камня спиливаются углы так, чтобы он приобрел форму восьмигранника. Затем шлифуется базовая плоскость, которой он будет приклеиваться к металлической оправке для дальнейшей обработки. Если в процессе спиливания углов и шлифовки выявляются открытые трещины, то проклейку следует повторить.

Здесь я должен пояснить следующее. Каменные детали, в отличие от металлических, по ряду причин не зажимают в патрон токарного станка. Во-первых, в силу своей хрупкости многие камни просто расколются в патроне. Во-вторых, сама специфика технического процесса такова, что каменные детали редко точат до полной готовности на токарном станке. Как правило, на станке выполняется лишь формообразование, после которого мастер шлифует и полирует деталь, переставив ее на настольную камнерезную бабку.

Оправка для наклейки (кич) представляет собой металлический цилиндр, плоский с одной стороны, а с другой–имеющий резьбовую посадку. На той стороне, где расположена плоскость, могут быть радиальные канавки для улучшения адгезии. Оправки бывают всевозможных размеров и диаметров в зависимости от размера, которого требует заготовка. Для наклеивания пользуются различными клеями, в основном термическими. И деталь, и оправку надо разогреть и нанести на них клей. После того как клей расплавится, деталь следует плотно притереть к оправке и оставить до полного остывания при комнатной температуре. Охлаждать разогретый материал водой категорически не рекомендуется. Термические клеи имеют различную прочность и температуру плавления, и выбирать их следует в зависимости от поставленной задачи и используемого материала. У меня на производстве в основном используются шеллачносургучные и восковоканифольные мастики, но можно также использовать эпоксидный клей и подобные ему субстанции.

После наклеивания детали на оправку приступают к первичному формообразованию. В зависимости от технической оснащенности и навыков оно может происходить различными путями. Наиболее результативным является получение формы на токарном станке.
Обычно для токарной обработки камня переоборудуют токарные станки по металлу. Но после определенной доработки для этой цели можно использовать также шлифовальные и некоторые другие виды металлорежущего оборудования.

Мне известны несложные устройства, которые позволяют успешно получать круглые тела, а именно–камнерезные бабки с добавлением всего лишь трех дополнительных деталей. Но оправдано это только в том случае, если размеры деталей не-велики, а их количество ограничено. В противном случае ручное изготовление неизбежно уступает токарному станку.
К этому перечню можно добавить станок, конструкция которого описана в книге Джона Синкинкеса. Это устройство является универсальным и годится не только для получения тел вращения, но и для нарезания пластин, например. При этом конструкция станка, несмотря на его малые габариты, позволяет получить круглые детали внушительных размеров.

При условии серийного изготовления повторяющихся деталей, все вышеописанные устройства имеет смысл оснащать копировальными приспособлениями и вытачивать детали по шаблону.

Набор оправок (кичей)

Вообще-то, с точки зрения традиционной механической обработки, проточка твердого камня на этапе формообразования не является токарной обработкой как таковой. Правильнее было бы называть этот процесс круговой шлифовкой. Разница между точением и шлифованием состоит в том, что при токарной обработке вращается только деталь, а режущий инструмент не-подвижен и своей острой кромкой спускает с детали стружку. При обработке камня, в силу твердости и хрупкости материала, снимать стружку не представляется возможным и поэтому используется активный вращающийся режущий инструмент на абразивной или алмазной основе.

Существует также еще один интересный способ получения круглых тел без применения специальных приспособлений. Конечно, он не выдерживает никакой конкуренции со станочной обработкой, однако я неоднократно использовал этот способ и считаю его оригинальным.

Вся работа выполняется на обычной камнерезной бабке, имеющей несколько скоростей, регулирующихся посредством перестановки приводного ремня в ручьях шкива. Чаще всего соотношение скоростей составляет примерно 600/1700/3000 оборотов в минуту. Заготовка опиливается максимально близко к форме окружности и наклеивается на оправку, после чего устанавливается на бабку. Включив самую малую скорость, к торцу заготовки осторожно прикасаются карандашом и оставляют явственный след. Затем выключают бабку, снимают с нее деталь и устанавливают какой-нибудь алмазный инструмент. Используя полученную разметочную линию, деталь аккуратно обтачивают по кругу, затем инструмент снимается и на бабке устанавливают самую маленькую скорость. Вновь установив деталь и включив вращение, слегка прикасаются и протягивают карандашом вдоль радиальной поверхности детали, добиваясь выявления всех выступающих участков, которые окрашиваются. После этого деталь снова снимают, устанавливают алмазный инструмент и все окрашенные участки аккуратно стачивают. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока деталь не станет более-менее круглой, а возникающий на вращении бой не станет минимальным. После этого получение первичной формы можно считать законченным. Единственное достоинство мето-да заключается в том, что он не требует абсолютно никакого специального оборудования. Необходима лишь масса времени и изрядная сноровка.

Один из вариантов крепления

заготовки на токарном станке

После того как первичная форма получена тем или иным способом, деталь устанавливают на бабку и окончательно доводят форму, сглаживая ступени и подрезая углы абразивными или алмазными брусками. Размер абразивного зерна выбирается опытным путем, в зависимости от вязкости и твердости материала. Особое внимание стоит уделить положению рук и тому усилию, с каким вы воздействуете на каменную деталь. Особенно это важно, если работа идет с неоднородными материалами, имеющими включения различной твердости, или материалами с ярко выраженным направлением волокон, такими, например, как нефрит. При проточке ни в коем случае не стоит оказывать бруском слишком сильное давление на деталь, так как вы рискуете получить тело яйцевидной, а не круглой формы. Во избежание подобных проблем я рекомендую опираться бруском на подручник. Существует масса всевозможных конструкций подручников, самым простым из которых является деревянный упор, отпиленный с таким расчетом, чтобы положенный на него брусок своей рабочей частью соприкасался с центром детали.

Техника работы с подобным приспособлением выглядит следующим образом. Деревянный упор вы ставите вертикально на стол и сверху опираетесь на него абразивным бруском, причем вы-нос абразива за край опоры должен быть небольшим. Основное усилие вы направляете в стол, практически облокотившись весом своего тела на брусок и упор, и очень мягко подаете брусок на деталь. Не оказывая на нее постоянного давления, иногда как бы замирая в местах, где фронтальный бой заготовки особенно велик, вы постоянно распределяете давление так, чтобы основное усилие принимал на себя стол.

В этом процессе важную роль играет форма рабочей части бруска. Чем меньше площадь режущей поверхности, тем быстрее брусок снимает объем материала. Обычно рабочий конец бруска опиливают в форме острого клина. Подобная форма очень актуальна на начальном этапе точения. После того, как все следы формообразования сглажены и предмет принял желаемую форму, следует перейти к более мелким абразивам, выводя ими следы от предыдущих. На этом этапе рабочая поверхность бруска может иметь большую площадь, хотя во многом это зависит от конфигурации изделия.Окончательную подготовку к полировке, после завершения обработки брусками, в моей мастерской осуществляют агатовыми курантами со свободным абразивом. Впрочем, я знаком и со специалистами, которые доводят предметы до полировки одними только брусками. Окончательная полировка будет зависеть от того, какой именно материал вы обрабатываете, и может быть «сухой», «мокрой», «горячей» или «холодной». Для этого в процессе полировки используют алмазные пасты и порошки, оксиды различных металлов, полириты и т.д.

В заключение я еще раз хотел бы отметить, что статья носит поверхностный, ознакомительный характер. Она затрагивает ряд настолько фундаментальных тем, связанных с обработкой твердого камня, что каждая из них вполне заслуживает отдельного рассмотрения. Я отдаю себе отчет в том, что, прочитав эту писанину, человек ни разу не касавшийся камня, вряд ли сможет сразу начать обрабатывать этот непростой материал. Впрочем, чудеса бывают, и такое развитие событий тоже не исключено. Я же надеюсь, что в будущем мне еще представится возможность раскрыть эти темы гораздо подробнее.

 

Февраль 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений