Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2008

Александр Веселовский

ТЕМА. СЮЖЕТ. ОБРАЗ.

(методическое пособие для начинающего художника-камнереза)

Когда Ухудшанский ознакомился с содержанием документа, глаза его, доселе мутные, оживились. Ему, про-бавлявшемуся до сих пор отчетами о заседаниях, внезапно открылись свер-кающие стилистические высоты.

Гл. 28
«Потный вал вдохновения»
Ил.Ильф, Евг.Петров
«Золотой теленок»

Регулярно посещая камнерезные выставки, я обратил внимание на некоторые особенности, свойственные этому направлению в искусстве. Прежде всего, меня насторожил крайне узкий набор тем, к которым в поисках вдохновения обращаются художники. Я всегда полагал, что художник своими работами «говорит» о своем личном состоянии, трансформируя свой внутренний мир в объекты творчества посредством пластических решений. То есть через форму он передает свои мысли и идеи. Мне также казалось, что все художники–люди очень разные и каждый из них обладает своим собственным сокровенным внутренним миром. Но увиденное мною на выставках говорило об обратном. Тематическое однообразие представленных там произведений бросалось в глаза, заставляя вспомнить о массовом бессознательном мышлении, об «общем разуме». Конечно, если бы авторы сознались, что, преследуя сугубо коммерческие цели, воплощают немногочисленные проверенные временем образы, то все вопросы разрешились бы сами по себе.  

Но практически все авторы камнерезных работ, с которыми мне довелось беседовать, утверждали что занимаются именно высоким искусством. Вторая характерная особенность камнерезного искусства, на которую я обратил внимание в процессе осмотра выставочных экспозиций–многократное осмысление одного и того же удачного образа различными авторами. Придя на очередную выставку, я не-однократно наблюдал соседствующих друг с другом «клонов» удачных пластических решений и приемов, сюжетов и образов. Что это–опять коллективный разум или издержки свойственной всем нам алчности? Заимствование авторских идей часто можно наблюдать в ювелирной промышленности, где от быстрой реакции на удачное дизайнерское решение зависит коммерческая состоятельность бренда. Однако, в нашем случае мы имеем дело не с промышленным производством, а с искусством, что, согласитесь, не одно и тоже. 

Выявив таким образом некую условную схему творчества, я решил проверить–не плод ли это моего воображения? Имеет ли данный факт устойчивую и определенную закономерность? Какие именно темы, образы и сюжеты являются «вечными» в камнерезном искусстве? А также как эти «вечные» образы могут эксплуатировать начинающие камнерезы для того, чтобы стать успешными во всех смыслах этого слова?

Тема [от греч. thеma, буквальното, что положено (в основу)], 1) предмет описания, изображения, исследования, выступления, дискуссии. 2) Объект художественного изображения, круг жизненных явлений,отображенных художником и спаянных воедино авторским замыслом. Органическая связь с идейнымзамыслом в известной мере даёт основания понимать Т. и как основную проблему, идею произведения(отсюдапонятия «идейно-тематическая основа» или «идейно-тематическое истолкование» произ-ведения). Отмечая роль миросозерцания художника в выборе и формировании Т., следует иметь в виду,что художественная Т. не существует вне художественного образа и, в частности, вне сюжета (вповествовательных и драматических произведениях), хотя её логическое вычленение и более допустимо,чем иных компонентов художественного содержания. Поэтому Т. нельзя трактовать однозначно: всякое произведение тяготеет к многотемноститематике (этим же словом называют совокупность Т.отдельного художника, художественного направления, эпохи). Образное «бытие» Т. приводит также ктому, что в конечном итоге различные произведения на одну общую тему (например, о «лишнем человеке»или «потерянном поколении») обретают разный духовно-ценностный смысл; в поэзии существуют такназываемые «вечные темы»– о любви, смерти, свободе и др. (Большая Советская Энциклопедия)


Собрав большой фотоархив, в котором были зафиксированы произведения, созданные в период с начала 90-х годов по настоящее время, я подверг эти материалы определенному анализу. Это позволило мне обобщить свои наблюдения и сделать довольно интересные, на мой взгляд, выводы. Для изучения данного вопроса я сознательно избрал статистический подход. Статистика–точная наука, использующая математические методы расчетов и построений. Кроме того, вследствие объективности такого подхода меня не возможно будет упрекнуть в предвзятости и не корректности. Итак, взяв свой архив, я пропустил данные через мощный компьютер и получил множество неожиданных результатов. Для наглядности и вящей убедительности я решил привести все результаты своих исследований в виде цветных объемных диаграмм с детальной расшифровкой самых крупных сегментов

 

Первой неожиданностью было выявление «трех китов» среди тем, эксплуатируемых в современном камнерезном искусстве. Ими оказались различные человеческие типажи, составившие 28% от всех представленных работ, мифологическая тематика (13%) и женские образы (11%). Характерно, что эти три группы идут с существенным отрывом от всех прочих направлений. На мой взгляд, это обусловлено конъюнктурной составляющей, присущей этим образам и сюжетам. Большинством потребителей камнерезной пластики данный вид искусства воспринимается прежде всего как подарок (личный, корпоративный и т.д.), а подарок должен соответствовать вкусам владельца. Отсюда рыболовно-охотничьи сюжеты–типичное проявление мужского начала. Появление в подарках лубочных мотивов я связываю с необъяснимой любовью русского человека к ярмарочным юморескам. Обнаженная натура представляет собой проверенный веками вариант подарка, являясь своего рода не выходящей из моды классикой. Еще одним удачным вариантом подарка могут послужить знакомые всем с детства персонажи сказок.

 

Художественный образ, всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству формавоспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующихобъектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновеннотакой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например,характерв литературе, символические образы вроде «паруса»). В этом семиотическом аспекте Х. о.и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры илиродственных культур. С подобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, онвсякий раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «к лючом», культурным «кодом»для его опознания и уразумения (так, для того чтобы вполне понять смысл традиционного японского или китайского театрального представления, нужно знакомство с особым языком жестов и поз; но ведь и «Каменный гость» А. С. Пушкина вряд ли будет вполне понятен читателю, совершенно незнакомому с донжуановской легендой, её символическим «языком»). И. Б. Роднянская.

 

Если рассматривать камнерезную пластику исключительно как корпоративный подарок, то ситуацию можно охарактеризовать как находящуюся в пределах нормы. Авторы делают работы с явным намерением продать их как можно дороже. В этом случае какие-то личные переживания и мотивации не играют существенной роли. Образы выверены до крайности. Никаких отступлений в сторону. Это может не понравится клиенту и он либо заплатит меньше, либо вовсе не оплатит труд. Так что, если ваша цель–сделать коммерчески состоятельную работу и прослыть состоявшимся художником, то вам придется творить, базируясь на «трех китах». Выбирайте того «кита», который вам по душе и за работу! Покупатель, несомненно, найдется... 

Неожиданность вторая. Очень низкий процент работ, несущих отпечаток религиозной тематики, а также произведений, имеющих литературные корни. При достаточно высоком в нашей стране общем уровне религиозности и познаний в литературе, эти направления камнерезной пластики находятся в практически зачаточном состоянии. Православие (мусульманство, буддизм–на ваш выбор)–религия ортодоксальная, со своими строгими правилами и канонами. По-видимому, авторы стесняются проявлять свои симпатии или антипатии к религиозной теме. А может быть, не знают сути предмета и поэтому им нечего сказать. Однозначно ответить на этот вопрос сложно, так как в разговоре большинство моих собеседников старались замять тему. На мой взгляд, если человек действительно религиозен, то у него должна возникать какая-то рефлексия, переживания по этому поводу, существовать некий личный опыт. Почему бы этот опыт не воплотить в камне?

Ответ банален–не купят. В нашей стране нет традиции изготовления предметов культа людьми сторонними, не входящими в круг избранных. Нет также традиции дарения людьми предметов культа церкви и нет, соответственно, традиции приема даров священнослужителями. Новичку в освоении камнерезного искусства могу дать лишь один совет. Религия–неудобная тема. Сделайте лучше «рыболова» или «грибника». Проблем в этом случае будет на порядок меньше.

С литературными персонажами вопрос также не прост. Большинство авторов делают свои работы, основываясь на растиражированных иллюстрациях к литературным произведениям. Многие из этих иллюстраций уже вошли в фонд мирового искусства, а создавшие их художники-оформители приняты в сонм великих. Слепо копируя их художественные решения можно легко прослыть плагиатором. С другой стороны, некоторые художники камнерезы не чувствуют избранное литературное произведение всеми фибрами своей души. Так о каком же впечатляющем результате может идти речь? Как можно родить стилизацию образа или формы, не понимая сути произведения? Например, Савва Бродский, проиллюстрировавший «Дон Кихота» Сервантеса, потратил на поиски своей собственной интерпретации этого образа более четырех лет. В том, что получилось в итоге, «проявилась и его смелость, позволяющая без оглядки на авторитеты вступить в творческое соперничество с ведущими мастерами книжной графики прошлого и настоящего, и редко в наши дни отсутствие сковывающей воображение боязни ошибиться, и то честолюбие (в положительном смысле слова), без которого невозможен большой художник».

 

Сюжет (от франц. sujet– предмет), в изобразительных искусствахопределённое событие, ситуация,изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы С. представляетсобой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. С. произведенияодно из важнейших средств воплощения содержанияобобщающей «мысли» художника, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через изобразительныесредства вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всём егонеповторимом своеобразииэто основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодовнеобходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. Приэтом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее, конфликтных «схем»(А любит Б, но Б любит В и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждыйраз находить новое конкретное художественное воплощение. Г. Н. Поспелов (С. в литературе)

Дам небольшую рекомендацию молодому мастеру. Сделайте «бабу-ягу» или «кикимору», благо недостатка в иллюстрациях не будет, а потенциальный клиент поймет.
Неожиданность третья. Большое количество реализованных в камнерезной пластике образов добрых и злых «старушек». В своем сегменте диаграммы они уверенно соперничают с такой монументальной темой, как «обнаженная натура». На первый взгляд может показаться, что именно сюда проникли современные тенденции. Идет переосмысление образа женщины, классической красоте и невинности противопоставляется увядание, старость и чернота души. Известно, что изваять как красивую обнаженную девушку, так и идеальную состарившуюся женщину, с ее глубокими морщинами, которые наложил на нее жизненный опыт и быт, очень и очень трудно. Однако художники, работающие с камнем, нашли достаточно оригинальное решение–стилистические приемы были взяты из иллюстраций к сказкам. Похожие образы я, бывая в Европе, неоднократно видел у коробейников. Стоимость подобных сувени-ров там составляет примерно 5 евро. Я даже купил себе парочку, они висят у меня на кухне и радуют гостей. Как мне кажется, и цена этих образов, реализованных в камне, не должна выходить за эти рамки.

Совет свежеиспеченному мастеру: не слушай, что я тут наговорил. Слова–это воздух, выходящий из легких. А гонорар, полученный за миленькую «старушку», представляет собой весомую реальность, которая позволит тебе, художнику, сделать в будущем настоящий шедевр.

С закономерностями и неожиданностями, пожалуй, все. Чем дальше уводит исследовательский инстинкт, тем больше проблем всплывает на поверхность. А моя задача–дать в данном методическом пособии начинающим художникам те базовые установки, которые принесут им популярность и повысят спрос на их работы. Советов всего пара-тройка и они чрезвычайно просты. Старайтесь не выходить за рамки тех образов и сюжетов, которые на приведенных здесь диаграммах обладают высоким процентным индексом. Не тратьте впустую свое драгоценное время, полистайте книги в поисках хороших иллюстраций. Кто-то уже серьезно поработал в свое время, поэтому обобщите их опыт и дерзайте. Постарайтесь выдавать как можно больше продукции–это поможет исправить неминуемые промахи, а также принесет немалый доход. Не пытайтесь создавать монохромные произведения. Они очень близки к серьезной скульптуре, а в этой области работает огромное количество конкурентов. Вы будете вынуждены заниматься своим образованием, а это впустую потраченное время и силы. Последний совет–придумайте внятную концепцию для своего творчества. Подобные измышления оказывают чарующее воздействие на покупателя, отвлекая его внимание от мелких огрехов в композиции и качестве изготовления.

P.S. Если говорить серьезно. Даже у маститых художников по камню есть основательные проблемы с воплощением своих мыслей и идей. Каждый человек видит окружающий мир по своему, уникально. Чем художник отличается от простого смертного? Тем, что может и, главное хочет показать остальным свое мироощущение, свое видение происходящего. Взять, к примеру, миф. В современной ситуации не подходит лобовое решение образа. Необходимо переосмыслять миф, интерпретировать его применительно к своему видению сюжета, к своему жизненному опыту и т.д. Ведь предшественники уже дали нам свои представления о мифе, а мы кардинально отличаемся от них. Почему же так похожи художественные и пластические решения? Как исследователю, мне хочется видеть и знать–чем мучается тот или иной художник, какие темы его беспокоят, какие образы волнуют? Как пластические приемы или способы стилизации, применяемые автором, логично соединяются с темой, образом или сюжетом? Чтобы была обратная связь между художником и человеком. Для того, чтобы была реакция на произведение, чтобы его не забыла история. Чтобы, наконец, я смог полюбить его или стал ненавидеть.

 

 

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Подарки и награды за строительство Ливадийского дворца. 1911 год
Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений