Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2008

Владимир Путрин

НЕФРИТ

В этой статье я не буду говорить об искусстве, не будут здесь обсуждаться и достоинства или недостатки каких-либо работ. Несмотря на то, что в последнее время появляется все меньше и меньше качественно исполненных работ, проблемы, связанные со свойствами определенных по-род, никогда не потеряют своей актуальности. И поэтому именно о специфических особеннос-тях обработки некоторых, наиболее часто использующихся в нашем деле камней, мне и хочется поговорить. Точнее—не поговорить, а рассказать, поделиться собственным опытом…

Начну я, пожалуй, с нефрита. Этот удивительный минерал является одним из самых широко используемых материалов в мелкой камнерезной пластике. Более того, именно нефрит пользуется наибольшей известностью и популярностью у широкой публики среди великого множества поделочных камней. Однако примечателен этот камень не только своей популярностью и красотой. Наверное, не существует в природе иного такого минерала, который доставлял бы такое количество трудностей мастеру, вознамерившемуся что-либо изваять в камне, сколько доставляет нефрит. Вот об этих-то трудностях и о том, как их можно преодолеть, я и постараюсь вкратце рассказать на этих страницах. Итак, начнем по порядку…

Особое внимание необходимо уделить грамотной распиловке больших блоков нефрита. Несмотря на кажущуюся однородность, этот камень может преподнести массу неприятных сюрпризов, если изначальный раскрой блока выполнен наугад. Для того что-бы избежать многих проблем в дальнейшем, каждый конкретный образец нефрита следует внимательно изучить и выполнять базовый раскрой, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей.

Если не брать в расчет достаточно редко встречающийся сегодня материал эксклюзивной категории, то работать в основном приходится с камнем среднего и низкого качества, т.е. с образцами, в которых присутствуют не только обыкновенные трещины, но и так называемая «сетка»—обусловленная хаотичным расположением волокон система микротрещин, которая доставляет массу проблем при тонкой обработке. При работе с таким камнем необходимо помнить о том, что обрабатывать изделие алмазным инструментом с крупным зерном нужно крайне осторожно. Если в готовой работе будут присутствовать тонкие грани или просто толщина изделия должна быть минимальной, более правильным будет перейти на инструмент со средним или с мелким зерном. Другими словами, при малейшем подозрении на проявления этой самой «сетки», следует переходить на инструмент с мелким зерном—в противном случае на краях образуются сколы или камень начинает осыпаться. Это приводит к необходимости частичной, а иногда и полной переделки изделия.

Полировка изделия из нефрита кожаным

кругом на бормашине

Итак, резьба завершена и работа отшлифована мелкозернистым абразивным бруском. Можно приступать к полировке. Принципиальное отличие между полировкой плоскостей и полировкой рельефных поверхностей заметно выделяет нефрит среди прочих пород камня. Все резьбовые объемы, в том числе небольшие грани, полируются кожей, на которую наносится насыщенная алмазная паста (т.е. в стандартную пасту добавляется чистый алмазный порошок с размером зерна 2/1 или 3/2). Если поверхность была подготовлена тщательно и на камне присутствуют только мелкие равномерные риски от абразивного бруска, то проблем с полировкой, как правило, не возникает. Однако, при полировке кожей не стоит забывать о возможности перегрева камня. Надо сказать, что нефрит достойно переносит перегрев, однако кожа можно запросто оставить на поверхности локальные «ожоги», которые проблематично убрать в дальнейшем даже с помощью парафина. Поэтому совет я могу дать только один—аккуратность и еще раз аккуратность. Как показывает опыт, который, как известно, сын ошибок трудных, любая разновидность нефрита полируется до зеркального, маслянистого блеска. Если такой полировки добиться не удается, то причину этого надо искать на предыдущих стадиях обработки.

Полировка изделия из нефрита с помощью

бумажного круга

С плоскостями дело обстоит несколько сложнее. Пришлось провести огромное количество экспериментов, прежде чем полировка получилась. Я вспоминаю такой случай. В мастерскую пришел заказ на изготовление треугольных нефритовых рамок под фотографии. Рамки были изготовлены, две из них худо-бедно отполировали, а вот третья—ни в какую. В течение двух недель каждый работник мастерской тщательно пытался добиться хоть какой-то полировки, однако ничего не получалось. Заказчик нервничал и в конце концов забрал недоделанный предмет, заявив напоследок, что мы просто не владеем мастерством полировки. Мы, в свою очередь, убежденно доказывали ему, что именно этот нефрит отполировать абсолютно невозможно. Поэтому изумлению нашему не было предела, когда на следующий день он при-вез эту самую рамку, отполированную до идеального зеркального блеска.

Но вернемся к плоскостям. Перед полировкой поверхность изделия необходимо как следует подготовить. После шлифовки свободным абразивом крупных фракций (М60, затем М40) необходима подготовка поверхности абразивом с мелким зерном (М28, М10). Эту стадию обработки необходимо выполнить с максимальной тщательностью. И только после этого можно переходить непосредственно к процессу полировки.

Наибольшего эффекта позволяет добиться следующий способ. Берется плотная, но не глянцевая, бумага или картон, которая крепится на полировальный круг. Затем чистый алмазный порошок (фракция 3/2 или 2/1) разводится керосином или уайт-спиритом до состояния взвеси. После нанесения полученной взвеси кисточкой на бумагу можно приступать к полировке. Если возникнут затруднения, то на проблемные участки поверхности следует также кисточкой нанести алмазную взвесь и продолжить работу.

Полировка изделия из нефрита с помощью

бумажного круга

Второй, менее распространенный, способ полировки нефрита заключается в следующем. На полировальный круг вместо бумаги натягивается прочный мелкоячеистый холст. Затем берется либо церазин, либо натуральный воск (подойдут и восковые свечи), который сплавляется с чистым алмазным порошком (фракция 3/2 или 2/1) в единую однородную массу. После нанесения этой массы на вращающийся холст можно приступать к полировке.
Оба описанных способа позволяют добиться приблизительно одинакового результата. Конечно, эффект зеркального блеска возникает отнюдь не сразу после начала процесса полировки. Можно менять силу нажима на изделие, сдвигая его либо к центру, либо к краю полировального круга. Кроме того, можно изменить ситуацию, варьируя саму скорость вращения полировального круга. Универсального рецепта, к сожалению, не существует, и в каждом отдельном случае следует поступать исходя из сложившейся ситуации.

Время, которое затрачивается на полировку, в большей степени зависит от уровня подготовки поверхности, нежели от качества камня. Условно говоря, в течение 30—40 минут можно отполировать поверхность диаметром 60—70 мм. Однако, если в течение получаса не удается добиться очевидного результата, необходимо вернуться к начальным стадиям обработки.

Напоследок мне хотелось бы сказать несколько слов о трещинах и их устранении. Удивительное свойство нефрита затягивать при нагреве в трещины парафин широко известно. В ряде случаев с помощью этого способа удается даже полностью избавиться от них. Однако, если трещин в камне очень много и они образуют сплошную «сетку», то перед тем, как бросить камень в горячий парафин, его следует нагреть приблизительно 150—200 градусов. Доставать же изделие из парафина можно только после полного его остывания. Таким способом можно избавиться даже от тех «ожогов», которые нередко остаются на камне после полировки кожей. И последнее: если изделие матировалось с помощью пескоструйной установки, а потом было помещено в парафин, то следует помнить о том, что эффект матовой поверхности после этой операции практически полностью пропадет.
Об особенностях обработки нефрита можно говорить до бесконечно. К сожалению, у меня такой возможности нет. Однако я надеюсь, что даже те общие и поверхностные сведения, которые я сумел изложить в этой статье, смогут помочь начинающему мастеру и уберегут его от тех ошибок, которые в свое время не раз допускал я сам…

 

Июнь 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений