Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2008

Антон Ананьев

МАСТЕР ОПТИЧЕСКОГО СЮРА

Негласное противостояние петербургской и уральской школ обработки твердого цветного камня ни для кого не является тайной. Две различных традиции, образующие фундамент камне-резного искусства России, уже много лет соперничают между собой. Позиция петербуржца, проистекающая из специфического менталитета, отмеченного печатью особого снобизма, базируется на твердой уверенности в том, что в Северной столице процветает исключительно камнерезное искусство, а на Урале—лишь неказистые народные промыслы. Несомненные ремесленные успехи мастерских Козакевича и Боровикова вызывают в Петербурге в лучшем случае снисходительную похвалу. Да, дескать, мастера в Екатеринбурге появились, но художников как не было, так и нет. Так, по крайней мере, считалось до сих пор…

Однако все эти стереотипы, которые вряд ли делают честь Петербургу, полностью разрушаются даже после поверхностного знакомства с работами Вячеслава Оболенского, художника весьма неординарного. Надо сказать, что творчество этого автора, работающего с камнем с 1993 года и создавшего за это время более сотни оригинальных композиций, стало одним из самых интересных открытий для редакции нашего альманаха за последние два года.

Поэтому есть все основания полагать, что не меньший интерес работы Оболенского вызовут и у читателя, благо что за пределами Екатеринбурга этот художник известен лишь немногим серьезным любителям искусства обработки твердого цветного камня. И мы этот досадный пробел с удовольствием восполним.

Работы Оболенского практически не имеют каких-то аналогов в мелкой камнерезной пластике не только в России, но и за рубежом. Оригинальность этого художника становится особенно очевидна, если вспомнить о тех приоритетах, которыми руководствуется екатеринбургская школа обработки твердого камня. Ведь свое-образной визитной карточкой камнерезной пластики Урала давно и прочно стала «блокированная миниатюра»—технический прием, построенный на комбинировании целого ряда различных минералов в рамках одной композиции. Однако Оболенский, основываясь на своих личных представлениях о том, как нужно работать с камнем, не побоялся вступить в конфронтацию с этой довлеющей традицией, полностью проигнорировав технику «блокировки» в своих работах. Более того, можно уверенно сказать, что творчество Оболенского вообще не имеет ничего общего с ортодоксальным камнерезным искусством. По крайней мере, корни художественного мышления Оболенского произрастают явно из другой почвы.

В. Оболенский

"Я. Автопортрет" 1996г.


Пожалуй, можно провести определенные параллели между работами Оболенского и классическим сюрреализмом в том его виде, в каком он представлен в творчестве Сальвадора Дали или Макса Эрнста. Однако сюрреализм Оболенского, реализованный в чрезвычайно специфическом материале—твердом камне, приобретает некое новое, дополнительное измерение.

Этому в немалой степени способствует тот незаурядный уровень владения техникой обработки камня, который демонстрирует Вячеслав Оболенский в своих работах. Для того чтобы оценить мастерство автора, достаточно взглянуть на такие вышедшие из-под его руки композиции, как «Апокалипсис» (2000) или «АССА» (2007). Комментарии здесь, как говориться, излишни.

В. Оболенский

"АССА" 2007г.

Явно неслучаен также выбор конкретных пород камня, которым автор отдает предпочтение. А свое внимание он сфокусировал почти исключительно на кварцевой группе минералов—морионе, горном хрустале, раухтопазе и т.д. Активно экспериментируя с оптическими свойствами этих пород, Оболенский сумел добиться впечатляющих результатов в целом ряде своих произведений. Так, композиция «HOD», созданная автором в 2002 году, по его собственным словам, представляет собой объект, «который визуально изнутри больше, чем снаружи». Несомненно, что именно эти и другие подобные эффекты и позволяют Оболенскому добиться в своих работах органичного и убедительного баланса между построенным на подсознательных ассоциативных связях содержанием и призванной отразить его раскрепощенной формой.

В. Оболенский

"Рождение сирены" 2006г.

Стоит также заметить, что Вячеслав никогда не использовал искусственно синтезированных суррогатов и работает исключительно с материалами природного происхождения. Учитывая постоянный дефицит качественного сырья и неискушенность широкой публики в этом деликатном вопросе, подобная принципиальная позиция не может не вызывать уважения. Особенно же об этом стоит задуматься тем столпам камнерезного дела в Петербурге, для которых искусственный кварц фактически уже стал излюбленным материалом для воплощения своих идей…

Содержательная сторона работ Оболенского, безусловно, требует отдельного разговора. Как нетрудно заметить, все они отмечены печатью особого и весьма глубокого смысла, заложенного в них автором. Однако вряд ли кто-либо сможет просветить читателя в этом аспекте лучше, чем сам Вячеслав Оболенский. Поэтому мы планируем в одном из ближайших номеров нашего альманаха взять у Вячеслава развернутое интервью и задать ему все интересующие нас вопросы. 

В заключение хотелось бы еще раз посетовать на чрезвычайно скудный обмен информацией между двумя такими крупными центрами развития камнерезного дела, какими являются Екатеринбург и наш родной город. Именно вследствие этого досадного обстоятельства и возникают такие курьезные ситуации, когда о существовании интересного и оригинального явления в Петербурге узнают лишь через много лет, да и то—случайно…

 

 

Июль 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений