Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2008

Томас МакФи

ПОД СЕНЬЮ КЛЕНОВОГО ЛИСТА…

Информация о камнерезном искусстве Северо-Американского континента практически отсутствует в России. Между тем и в Соединенных Штатах, и в Канаде существует своя собственная, весьма оригинальная и развитая школа резьбы по камню. Мы связались с одним из самых талантливых и известных художников, работающих в этой области,—канадцем Томасом МакФи. Мастер, проживающий на острове с замечательным названием Солт Спринг Айленд, с нескрываемым удовольствием подробно ответил на все наши вопросы…

Корр.: Сколько лет Вы работаете с твердым цветным камнем? При каких обстоятельствах Вы впервые столкнулись с этим непростым материалом?

Томас МакФи: Свое первое произведение из камня я создал еще в 1975 году. Тогда я жил в городе Торонто (Онтарио, Канада), и основным моим занятием в те времена был дизайн ювелирных изделий и изготовление моделей для скульптур.
Наибольшую трудность при работе с твердым цветным камнем для меня представляет поиск того исключительного по качеству материала, который необходим мне для работы. После того, как я научился профессионально резать по камню, у меня в целом никогда не возникало серьезных проблем даже при работе с экзотическими материалами. Конечно, периодически возникают какие-то технические сложности с определенными капризными породами камня, но это вполне ожидаемо. Так что я бы сказал, что в большинстве случаев специфические особенности материала совершенно не мешают моему художественному самовыражению.

Корр.: Почему именно резьба по камню стала той областью, в которой Вы решили реализовать себя как художник?

Т.М.: Основной мотивацией послужили яркие впечатления от просмотра коллекций, выставленных в Королевском Музее Онтарио и Музее Виктории и Альберта. Эти экспозиции вдохновили меня на первые попытки создания выразительных объектов из твердого цветного камня. Близкое знакомство с виртуозно сделанными предметами вдохнуло в меня веру в то, что искусные резчики могут говорить на языке форм, выражающем внутренний мир художника, и этот язык может быть понятен зрителю. Я осознал, что этот вид искусства может позволить мне наилучшим образом передать свое личное восприятие эстетики прекрасного.

Корр.: Оказали ли на Вас какое-то влияние работы Карла Фаберже?

Т.М.: Да, влияние Карла Фаберже на мое творчество было достаточно глубоким. В юности я изучал иллюстрации работ Фаберже в книгах и журналах, и это также вдохновляло меня. Творчество всегда имело для меня очень важное значение, поскольку позволяло отстранится от той суетности и поглощенности мирскими заботами, которая знакома любому молодому человеку, ведущему провинциальный образ жизни. Искусство возвышало меня и я чувствовал, как оно омолаживает дух и расширяет пределы земной юдоли.

Т. МакФи

"Парящая нагота" 1990г.

Корр.: А оказало ли влияние на ваше творчество искусство североамериканских индейцев?

Т.М.:Я вырос на искусстве североамериканских индейцев. Я ощущал его влияние всю свою жизнь и, поскольку я сам тружусь на ниве искусства более пятидесяти лет, это сказалось и на моем творчестве.
Я начинал, когда был еще совсем юным. Эта форма искусства была единственной, которой занимались конкретные живые люди, мои современники. Все знания об остальных видах искусств я почерпнул из книг и музейных экспозиций, посвященных давно ушедшим из жизни художникам. В те времена Канада находилась под сильным влиянием Британии и канадское искусство, по сути, было искусством колониального типа—производным от позднего Викторианского романтизма и пасторальной английской живописи. Таким образом, единственным современным искусством для меня было искусство индейцев. Естественно, я любил и продолжаю любить его.

Корр.: Присутствуют ли в Вашем творчестве какие-то фундаментальные образы, проходящие сквозной нитью через все Ваши работы?

Т.М.: Я бы сказал, что наиболее важным образом в искусстве для меня является обнаженная женская фигура—фундаментальная икона всего западного гуманизма. Этот образ позволяет художнику полностью выразить свое мироощущение. А в виртуозном исполне-нии из прекрасного материала эта основа западного искусства становится особенно возвышенной и грандиозной…

Т. МакФи

"Маска японского театра Но" 1990г.

Корр.: Какую из созданных Вами композиций Вы считаете наиболее удачной?

Т.М.: Каким образом я выберу лучшую работу? Во всех сделанных мною композициях я могу ценить лишь отдельные детали. Искусно сделанные рука или абрис лица, превосходные пропорции тела или выразительная поза могут соответствовать моим критериям…
Однако, если вы будете настаивать, то, пожалуй, я бы сказал, что инталия «Парящая нагота» является той самой работой, которую я люблю несколько больше других.

Корр.: Насколько тесно, на Ваш взгляд, связано между собой ювелирное и камнерезное искусство?

Т.М.: С точки зрения эстетики, у них много общего, но в техническом аспекте между ними, несомненно, существует огромная разница. Я обнаружил, что те задачи, которые возникают при резьбе по камню, по своей сложности намного превосходят требования, которые диктует работа с металлом. Металл является более «прощающим» материалом и позволяет мастеру исправлять много ошибок и недочетов. В случае с драгоценными и полудрагоценными камнями ситуация совершенно иная. Однако данные виды искусства могут существовать в симбиозе, создавая единое целое—более величественное, чем по отдельности…

Корр.: Как мне кажется, для североамериканского камнерезного искусства характерна тенденция к уходу в абстракцию. В Вашем же творчестве присутствует выраженное фигуративное начало, позволяющее Вам создавать яркие и убедительные художественные образы. Это действительно так или я ошибаюсь?

Т. МакФи

"Дева и волк" 1996г.

Т.М.: У меня также возникает ощущение, что в Северной Америке присутствует тенденция к работе в абстрактной манере. Как мне кажется, это является следствием того, что практически все резчики по камню здесь представляют собой талантливых самоучек, не имеющих академического образования, которое дает неоценимый опыт для работы в области фигуративного искусства. Таким образом, в этом пункте я с вами согласен.
Кроме того, североамериканские резчики по камню заинтересованы в абстрактной школе эстетического восприятия еще и в связи с определенными трудностями, присущими образовательной системе в сфере изобразительного искусства. Мода на абстрактное искусство возникла еще в 30-х годах и пользуется большой популярностью до сих пор. Я связываю это с влиянием, привнесенным во времена Холодной Войны—негативной реакцией на социальный реализм в искусстве. И только сейчас мы начинаем избавляться от последствий этой политизированности культуры.

Корр.: Вы являетесь одним из самых известных художников, работающих с камнем на североамериканском континенте. Насколько велик, на Ваш взгляд, интерес к этому виду искусства у широкой публики? Останется ли резьба по камню элитарным явлением или у нее есть шанс приобрести со временем такую же массовую популярность, как скульптура или живопись?

Т. МакФи

"Ангел" 1990г.

Т.М.: Как показывает мой опыт общения с публикой, приходящей на мои выставки, резьба по камню безусловно расценивается как полноценный вид искусства. Однако нередко наблюдается также практически полное отсутствие осведомленности об этом явлении у обычных людей. Необходимо проводить обширную просветительскую деятельность для того, чтобы у художественного сообщества возникло ясное представление о тех особенностях, которые привносит в скульптурное пространство резьба по твердому камню. 
Таким образом, широкая публика прежде всего недостаточно информирована об этой разновидности искусства, что существенно осложняет ее популяризацию в контексте Северо-Американского континента.

Корр.: Есть ли у Вас какие-то излюбленные породы камня, которым Вы отдаете предпочтение в своем творчестве?

Т.М.: Я предпочитаю работать с криптокристаллическим и монокристаллическим кварцем. Но мне также нравится работать с турмалином, бериллом и жадеитом.

Корр.: Известно ли Вам что-нибудь о камнерезном искусстве в современной России?

Т.М.: До того, как я пообщался с вами, мне доводилось только слышать о русской резьбе по камню от некоторых эмигрантов из России, работающих в Нью-Йорке. Я никогда не видел даже фотографий и не имел представления о русском камнерезном искусстве. Уровень тех работ, с которыми я ознакомился благодаря вам, является исключительно высоким и по форме, и по содержанию. Это одни из самых лучших работ, которые я когда-либо видел. 

Корр.: Испытываете ли Вы желание продемонстрировать свои работы на выставках в России?

Т.М.: Да. Более того, для меня будет честью выставить свои работы в России.

Томас Ричард МакФи является одним из самых известных на СевероАмериканском континенте резчиков по камню. Он получил разностороннее художественное образование, изучал графику и рисунок (Kootney School of Arts), а также скульптуру и живопись(Vancouver Collage of Art). Свою первую коллекцию камнерезных работ Томас создал еще в середине 70-х годов. Кроме того, в течение нескольких лет он занимался резьбой по кости мамонта и мастодонта. В начале 80-х годов Томас МакФи разработал свою собственную технику резьбы по твер- дому цветному камню, которая позволила ему сформировать яркий и оригинальный авторский почерк. Своим творчеством Томас МакФи оказал большое влияние на ряд других американских художников-камнерезов, многие из которых обратились к резьбе по камню именно под впечатлением от его работ. С 1998 года свои основные усилия Томас МакФи сконцентрировал в области литья из стекла и создал множество миниатюрных скульптур, также несущих на себе отпечаток его специфического авторского стиля

Июнь 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений