Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2008

Сергей Станкевич

ВДОХНОВЕНИЕ, РОЖДЕННОЕ ПРИРОДОЙ…

Сергей Станкевич, наверное, является самой загадочной фигурой среди множества мастеров, работающих с камнем в Петербурге. Его имя часто мелькает на страницах нашего альманаха. Однако упоминают о нем, как правило, в третьем лице. Кому-то что-то сказал, кому-то что-то посоветовал… Все это не столько вносит ясность в ситуацию, сколько интригует. Поэтому решение взять у Станкевича интервью назрело уже довольно давно. Сергей, оказавшийся несуетным и чрезвычайно легким в общении человеком, согласился ответить на все наши вопросы…

Сергей Станкевич родился в 1959г. в Ленинграде (Санкт-Петербург). По образованию биолог. Профессионально ра- ботает с камнем с 1989г. Некоторые работы мастера находятся в постоянных музейных экспозициях, в том числе—в Оружейных Палатах.

Sergey Stankevich

Корр.: Мне доводилось слышать, что Вы увлеклись твердым цветным камнем еще в юном возрасте. Что вызвало у Вас интерес к этому необычному материалу?

Сергей Станкевич: Ну, во-первых, мои родители были геологами и дома всегда было полно камней. Отец часто ездил в экспедиции и привозил различные минералы—агат, кварц… В какой-то степени и наследственность сыграла свою роль—я прямой потомок Лансере. Евгений Лансере был родным братом моей прабабушки.
Возможно, именно поэтому желание резать по камню появилось еще в школе. Мне очень, надо сказать, повезло с преподавателем по труду. И к моменту окончания школы я уже сделал самостоятельно несколько вещей. Конечно, все они были изготовлены из мягкого камня—серпентина, арагонита, пирофилита и так далее. А после окончания школы я поступил на вечернее отделение биологического факультета в университете. Работал в Зоологическом институте научным художником—в соответствии с университетской специализацией. И параллельно, выкраивая свободное время, резал по камню—просто ради удовольствия…  

В Зоологическом институте я в общей сложности проработал около десяти лет. Держался я там по большей части из-за экспедиций, конечно. Эти поездки мне большое удовольствие доставляли. И когда этот канал перекрыли, я начал с геологами ездить самостоятельно.
Ну а в 89-м году уже образовался этот коллектив легендарный—«Пластика в камне». В институте перспектив как таковых уже не было, а работать с камнем мне было интересно. Я подумал и решился. С этого момента все изменилось и резьбой по камню я стал заниматься уже профессионально…

Корр.: Практически все Ваши работы посвящены живой природе. Почему именно она является для Вас источником вдохновения?

С.С.: Интерес к природе у меня сложился еще в детстве. Я родился в Петербурге, но много времени провел в Сочи, на Черном море. В двух шагах от моря, от гор и леса. И это сформировало мое личное восприятие природы. Я захотел посвятить этому свою жизнь. Поэтому, собственно, научным художником и работал…
Создать что-либо более совершенное, чем живая природа, человек никогда не сможет. Он в состоянии лишь попытаться увидеть творение, его основы, ту красоту, что изначально заключает в себе капля росы, и воспроизвести это. Причем одинаково трудно как суметь это увидеть, так и суметь это воспроизвести...

Корр.: Вы привносите в свои работы что-то от себя?

С.С.: Я стараюсь этого не делать. Потому, что чем больше художник привносит в свою работу самого себя, чем больше он занимается самовыражением, тем в меньшей степени он в состоянии передать то, что он, собственно, должен в ней передать.

Корр.: А зачем, скажем так, вообще передавать то, что уже существует в виде некоего совершенного оригинала? В чем смысл самого акта творения?

С.С.: Смысл в том, чтобы донести это ощущение красоты до кого-то. Возможно он, непонимающий, в каком-то ином, рукотворном виде сумеет это почувствовать и понять. Конечно, мне вряд ли удастся сделать ящерицу или черепаху совершенней, чем она уже создана природой. Но если воспроизвести ее в материале, который равнозначен вечности и обладает к тому же еще и какими-то выраженными эстетическими свойствами, то, возможно, таким образом удастся донести эту природную красоту до того человека, который был прежде к ней абсолютно равнодушен…
Впрочем, поначалу я о таких вещах не задумывался, а испытывал лишь желание что-то сделать. Сделать что-то красивое.

Корр.: Насколько мне известно, на Ваше мировоззрение оказала влияние культура Востока, прежде всего—культура Японии. Однако это влияние не столь очевидно проявляется в Ваших рабо-тах, как в творчестве Генадия Пылина, например. Чем именно привлекают Вас восточные культурные традиции?

С. Станкевич

"Черепаха" 1997г.

С.С.: Что касается японского влияния—это всего лишь один из мифов. О камнерезном искусстве Японии я почти ничего не знаю. Несмотря на бесконечные разговоры на эту тему, я, по большому счету, не видел ни одной японской работы из твердого камня. Поэтому японское камнерезное искусство на меня никакого влияния и не оказало.

А вот китайской резьбы по камню я видел достаточно много. И влияние на меня это оказало постольку, поскольку в Китае подход к работе с камнем совершенно другой.

Приведу такой пример. Один мой знакомый приехал и привез (из Таиланда, кажется) мешочек вырезанных из коралла рыбок. Классические китайские, нецкеобразные такие композиции… Всего этих рыбок было порядка десяти штук. Стоил этот мешочек сущие пустяки—долларов десять, наверное. И было видно, что сделал их мастер, который руку на этом набил, и сделал ради заработка. Сделал, чтоб на хлеб себе заработать, но любить их от этого меньше не стал. И даже в этих своих грошовых рыбок он вложил свое восприятие природы, и оно стало их частью, и именно так и воспринимается. Не как попытка создания образа, сопровождающаяся глобальными разговорами о концепции, о том, что есть ремесло, а что есть искусство и так далее, а именно как часть природы, привнесенная художником в свое творение…

В этом, собственно, и есть суть тех вещей, которые на Востоке делают. Там прежде всего выявляют красоту камня и делают это так, чтобы притягивать к ней внимание человека. Используют, как правило, либо природные мотивы, либо мифологические. И пусть там все упрощено, пусть резьба не такая тонкая—однако все это, в первую очередь, живое…

Возможно, это субъективное ощущение, но мне эти вещи хочется взять в руку и долго держать. А у нас все больше и больше возобладает тенденция превратить камень просто в отвлеченный материал и все, что в нем изначально присутствует, отодвинуть на задний план. То, что сейчас популярно,—«блокированная миниатюра» эта, которая делается в огромных количествах… В этих изделиях всякая жизнь убита. А на Востоке вещи одухотворенные, пожалуй, встречаются все-таки несколько чаще.

Корр.: Каким минералам Вы отдаете предпочтение в своем творчестве? Чем объясняется этот выбор?

С.С.: Нет у меня каких-то предпочтений...
Могу, правда, сказать, чего я не люблю. А не люблю я обсидиан, потому что он меньше всего похож на камень. И я из обсидиана ничего за всю свою жизнь не сделал, за одним маленьким исключением. Очень давно, еще во времена «Пластики в камне», я вырезал маленькую древесную лягушку, которая сидела на обсидиановом пенечке…
А люблю я, пожалуй, камни с чистым цветом. Люблю прозрачные камни... Топазы, бериллы, горный хрусталь, агат… Нет у меня особых предпочтений, наверное.

Корр.: Является ли мелкая камнерезная пластика самоценным видом искусства или она представляет собой лишь разновидность ювелирного дела?

С.С.: Конечно, она может быть абсолютно самостоятельна и при этом органична. Но в большинстве случаев в дело вступает коммерция и диктует свои условия. Фактически это устоявшаяся традиция, причем традиция исключительно западноевропейская. Китайская резьба по камню к ювелир-ному искусству не имеет абсолютно никакого отношения. Я имею в виду классическую школу, конечно. А если взять современные вещи, которые в Гонконге или Сингапуре сейчас делаются, то это уже в чистом виде часть ювелирного дела.
Ну а если с другой стороны посмотреть, то кто же, по большому счету, может себе позволить свои творческие амбиции в камне реализовывать? Кто располагает такими средствами? Поэтому, наверное, камнерезная пластика всегда будет тяготеть к ювелирному искусству.

Корр.: Уже несколько лет Вы ведете отстраненный образ жизни и сравнительно мало общаетесь со своими коллегами. Следовательно, у Вас есть возможность взглянуть на камнерезную среду Петербурга со стороны. Как вы оцениваете ремесленные и художественные достижения в резьбе по камню за последние годы?

С.С.: Кто сказал, что я веду отстраненный образ жизни? У нас все время полно народа! (смеется).
Ну что тут можно сказать? Технический рост, на мой взгляд, безусловно наблюдается, а в плане художественном начался регресс. Хотя это, конечно, совершенно субъективное мнение.
Как я уже говорил, появилась тенденция делать материал вторичным. А камень—прежде всего вечный материал, и когда об этом забывают, то отрицается сама суть. Никакая «блокированная миниатюра» не проживет даже пятисот лет, она неизбежно рассыплется на части. Кроме того, каждый камень имеет свою душу, свое состояние, и когда целая куча камней бездумно склеивается в одно целое, то получается конгломерат, лишенный какой-либо энергетики.
Как мне кажется, это не трудно заметить, ведь все на поверхности лежит…

Корр.: Ваши работы не часто можно увидеть на выставках. За последние десять лет мне довелось лицезреть Ваши работы из камня буквально два или три раза. Почему Вы уделяете так мало внимания выставочной деятельности?

С.С.: Ну, я выставляюсь периодически. Просто чаще свои ювелирные работы выставляю, так как должен это делать раз или два раза в год в соответствии с уставом Творческого Союза Художников России, членом худсовета ювелирной подсекции которого я являюсь. Камнерезных вещей я вообще делаю мало и, как правило, делаю их для каких-то конкретных людей. На все времени как-то не хватает. Оно летит все быстрее и быстрее, а работы делаются все медленнее и медленнее. Почему—не знаю…
Впрочем, нет—знаю, но не скажу. Это пока выходит за формат вашего журнала при всей его, формата, широте…


Июнь 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений