Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2008

Александр Веселовский

ЖЕНСКАЯ СТОРОНА

О, женщины,—как много в этом звуке …. Понятие куртуазного романа и образ доблестного рыцаря, наверное, присутствуют в фольклоре каждого крупного этноса. Мужчина всегда и везде стремился завоевать сердце прекрасной дамы. И все мы хорошо знаем, какие усилия он для этого прикладывал и как в порыве страсти безумно и лихорадочно работал его разум…

Читатель резонно спросит: «Откуда мы можем это знать?». Но вспомните, дорогой мужчина, минуты своей первой влюбленности (впрочем, возможно и не первой)—и ответ придет сам. Вспомните, что в эти мгновения вы готовы отдать все—и полцарства в придачу ради одного только томного и изумленного вздоха объекта вашего вожделения. Разум начинает работать быстрее, мыслительная активность набирает обороты со скоростью гоночного болида. И…. Если остановить мгновение, то логическая цепочка в данный отрезок времени выглядит следующим образом: нужно срочно изумить объект, вызвав его восторг, то есть совершить подвиг. Но так как времена нынче мирные и доспехи с белым скакуном практически недоступны, то и подвиг должен носить менее агрессивный характер.

Женщина обожает внимание к своей персоне, а значит—любит подарки. И тут вспоминаешь про полцарства. Необходимо дарить эффектную и драгоценную вещь. Кольцо или колье с крупными бриллиантами, безусловно, весьма уместны в этом случае, однако подобный дар никак не назвать оригинальным. И взыскательная прелестница может высказать свой приговор: «Фи! Как это просто…». Значит, нужно дарить свое сердце … на блюдечке. Стоп! Пусть это немного не эстетично, но мы на правильном пути. Сердце в упаковке—безупречно красивой упаковке. Сердце в шкатулке, да непростой, а какой-нибудь эта-кой, художественной. Французы—весьма хитроумный народ, у них даже на этот случай есть специальное изобретение—бонбоньерка (с фр. bonbonjere—шкатулка). Итак, решение найдено. Бежим искать нечто уникальное и красивое до безумия—и в тоже время практичное, позволяющее положить в него свое сердце и вручить прекрасной даме. И мы прекрасно знаем, что она примет этот дар. А вот тут-то современный рыцарь и должен совершить ряд подви-гов, ибо найти такой предмет очень и очень сложно. Кроме того, в процессе этих поисков его ожидают различные приключения (читай—злоключения). Ну а для того, чтобы рыцарь смог выйти победителем в этой схватке с огромным рынком ширпотреба и нашел именно ту высокохудожественную вещицу, которая бы гармонировала с будущей хозяйкой его дома, я и расскажу о бонбоньерках, сделанных в Петербурге за последние десять лет.

А. Корнилов

бонбоньерка "Гера" 1994г.

Для начала определимся с самим понятием бонбоньерка. В данной статье я буду рассказывать о камнерезных шкатулках сравнительно небольшого размера, позволяющего поставить их на ночной столик. В них должно быть ровно столько места, сколько необходимо для драгоценностей, которые женщина снимает на ночь. Этот вид изделий не следует путать с классическими шкатулками, так как бонбоньерки, как правило, имеют существенно меньшие габариты. Столь туманное определение вытекает из различных возможных вариантов использования этих предметов. Одна будет прятать туда свои серьги и кольца, а другая будет носить с собой и хранить там, к примеру, кока… Впрочем, у каждого свои секреты.

Мой вердикт будет традиционным: утилитарных предметов, в частности, бонбоньерок из камня, за последние десять лет было сделано пугающе мало. Для чего я ставлю на этом акцент из номера в номер? Я не теряю надежду, что кто-нибудь задумается, сделает выводы и разродится лавиной прекрасных и оригинальных предметов.Ну, а пока — о том, что мы имеем на данный момент…

Прежде всего я хотел бы определиться с кругом тех мастерских и отдельных мастеров, кто делал или делает данные предметы. Школа Камнерезного Искусства в своем классическом составе (Корнилов и Шиманский) иногда обращала свой взор в эту область. Александром Корниловым были изготовлены две великолепные, на мой взгляд, бонбоньерки—«Лебеди» (1997) и широко известная «Гера» (1994). Великолепное владение ювелирными технологиями и техникой резьбы по прозрачным камням позволило Корнилову создать произведения, которые для своего времени являлись подлинными шедеврами камнерезного искусства. В них присутствовала и изобретательная игра с фактурами по минералам кварцевой группы, и неординарные сюжеты. Гера—богиня богинь, мать и родоначальница практически всех олимпийцев и просто жена Зевса. Ассоциации уводят так далеко, что захватывает дух. Пара лебедей (черный и белый, «инь» и «янь»)—всем известно, что лебеди образуют пары (семьи) и живут неразлучно. Очень красиво. 

Сергей Шиманский также является автором пары неплохих бонбоньерок—«Горох» (2002) и «Яблоко» (2003). Последняя композиция неоднократно повторялась, причем не только в Школе Камнерезного Искусства, но и в других мастерских. Упомянутый автор, большой любитель Рене Лалика и стилистики «модерн», здесь изменил себе и сделал обе бонбоньерки в традиционной манере. «Яблоко» комментировать не буду, а вот «Горох» определенно заслуживает внимания. Работа представляет собой стручок гороха с цветком, внутри которого и скрыта полость для хранения содержимого. Решена вещица в реалистической манере.

А. Ананьев

бонбоньерка "Близнецы" 2007г.

Также в ШКИ была сделана очень интересная бонбоньерка под названием «Эму» (2002). Автором этой композиции является Вячеслав Иванов. Данная работа получила лестные отзывы и поощрение в виде диплома на конкурсе «Ювелирный Олимп-2002». «Эму»—интересный и оригинально решенный предмет, представляющий собой страуса, сидящего в гнезде, которое, собственно, и является шкатулкой для драгоценностей. В этой работе гармонично, пожалуй, все—и резной камень, и ювелирная составляющая. Единственное нарекание может вызвать лишь позолота, которая слишком обильна и не очень хорошего качества.

Следующий автор, отметившийся на этом поприще,—Геннадий Пылин. Его руке принадлежат произведения «Весна» (1996) и «Утро» (2001). Данные работы представляют собой бонбоньерки небольшого размера, изготовленные из горного хрусталя или раухтопаза. Резьба на крышках выполнена в камейной технике, а сами изделия достаточно аскетично декорированы металлом. На мой взгляд, это отнюдь не минус, а большой плюс, так как все внимание зрителя концентрируется на резьбовом элементе. А резьба по твердому камню здесь очень высокого уровня. Особенно хотелось бы выделить композицию «Весна». В ней присутствуют и высокое техническое мастерство, и притягательная эстетика женского облика.

Г. Пылин

бонбоньерка "Весна" 1996г.

В первой половине 90-х годов известный мастер Евгений Морозов также изготовил несколько бонбоньерок. Среди них выделю композицию «Морское дно». Очень органичная работа, выполненная в виде морской тропической раковины и богато декорированная металлом. К сожалению, данная тема не получила дальнейшего развития в творчестве этого автора.

Мастерская «Каменный Гость» изготовила сравнительно небольшое количество шкатулок для женщин. Авторство в композициях «Дом Астерия» (2003) и «Близнецы» (2007) принадлежит Антону Ананьеву, а в двух версиях композиции «Анютины Глазки»—автору данной статьи. Среди работ моего коллеги хотелось бы выделить работу «Близнецы». Произведение представляет собой яблоко, верхняя часть которого (крышка) разделена на две цветовые области—черную и белую. Семечки яблока стилизованы под младенцев-близнецов. Данная работа вполне заслуженно получила признание на конкурсе «Ювелирный Олимп-2007», так как автору удалось очень удачно интерпретировать довольно заезженный сюжет. Качество исполнения находится на высоком уровне, что сегодня, повторюсь, большая редкость. Из своих собственных работ остановлюсь, пожалуй, на композиции «Анютины Глазки-2». Работа выполнена в стилистике «модерн» с прорезной крышкой из золота. В центре крышки расположен цветок фиалки, который в народе именуется «анютиными глазками».

А. Веселовский

бонбоньерка "Анютины глазки" 2006г.

Мастерской «Anna Nova» было изготовлено несколько бонбоньерок—«Слоник» (2004), «Страус» (2004) и шкатулка «Эму» (2007). В основу данных работ положены вариации на тему анима-листики. Все композиции отличаются довольно качественным исполнением. Для мастерской характерно обильное декорирование работ металлом, благо мастерство в этой области находится на надлежащем уровне. А вот работа «Эму»—ремейк упомянутой выше одноименной композиции, которая была изготовлена в Школе Камнерезного Искусства в 2002 году. Обе композиции практически идентичны друг другу.

В. Иванов мастерская "Anna Nova"

бонбоньерка "Эму" 2007г.

Из огромного наследия, оставленного мастерской «Багульник», можно выделить шкатулку «Лягушка» (2005г.), автором которой является Константин Вялков. Выполненная из индийского халцедона, работа представляет собой лягушку редкого тропического вида, гипертрофированно раздутый воздушный пузырь которой и скрывает в себе емкость для хранения. Композиция очень удачна и с точки зрения техники изготовления, и по подбору материала.

К. Вялков

бонбоньерка "Лягушка" 2005г.

Вот, пожалуй, и весь список достойных и интересных произведений, сделанных в Санкт-Петербурге за последнее десятилетие. Работ, как не трудно заметить, не так уж и много. Этому есть достаточно простое и логичное объяснение. Для производства подобных изделий художнику необходим особый склад ума, который бы сочетал в себе знания и опыт по части механики со способностью генерировать оригинальные композиционные и пластические решения. Технические трудности, привязанность к заданным геометрическим размерам, отсутствие необходимого опыта отпугивают потенциальных производителей и художников-камнерезов. Зачем тратить свое время на творческий поиск и эксперименты, если есть множество освоенных областей и жанров в мелкой камнерезной пластике, позволяющих прекрасно существовать без изготовления утилитарных предметов. К тому же это направление камнерезного искусства само по себе в Петербурге считается чем-то зазорным с точки зрения художественной эстетики. Это отнюдь не высокое искусство, «пластических решений» тут не применишь, «глубокий образ» не передашь… Так стереотипно размышляет подавляющее большинство художников по камню. На мой же скромный взгляд, решить подобные наитруднейшие задачи в декоративно-прикладном искусстве способен только очень талантливый и действительно оригинально мыслящий художник. 

Ну, а что касается благородных рыцарей, то они теперь знают, с чем им придется столкнуться в поисках прекрасного. И мне думается, что многие из них обратят свой взор на усыпанные бриллиантами ювелирные украшения. И по нашей с вами вине, уважаемые коллеги, из их жизни уйдет куртуазная романтика, порождаемая магией искусно сделанной вещицы…

Июль 2008г.


 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений