Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2009

Антон Ананьев

ЦВЕТЫ ИЗ КАМНЯ И МЕТАЛЛА

Флористика занимает особое положение среди прочих жанров искусства резьбы по камню. Даже неискушенный покупатель без особого труда способен оценить достоинства изящных букетов, изготовленных из цветного камня и благородного металла. Вызывая восторг у впечатлительных женщин, они также производят благоприятное впечатление и на более сдержанных мужчин. Легко и органично вписываясь практически в любое интерьерное пространство, букеты уместно смотрятся на каминной полке, в недрах остекленного шкафа и на столике в гостиной. Однако главная причина популярности флористики, как мне кажется, все же не в этом. Дело в том, что именно букеты олицетворяют собой наиболее убедительный баланс между ювелирной составляющей и собственно резьбой по камню. Результат, таким образом, в глазах покупателя полностью оправдывает свою стоимость…

Вопреки расхожему мнению, композиции, прямо или косвенно имеющие отношение к флористике как жанру, появились задолго до возникновения фирмы Карла Фаберже. Еще в XVIII столетии подобные изделия пользовались заметным успехом у высших слоев общества как в России, так и в Европе. Однако статус популярного самоценного объекта букеты из камня и металла получили лишь после того, как к ним приложил руку именно Карл Густавович. Разработав ряд производственных технологий, Фаберже довел концепцию букета как универсального интерьерного предмета до совершенства. Миниатюрные ландыши, малинки и незабудки быстро заняли не последнее место в богатом ассортименте продукции фирмы.

Позднее появились и более замысловатые композиции. Популярность букетов Фаберже у самых широких слоев покупателей привела к появлению аналогичных изделий и у таких его конкурентов, как Картье. К сожалению, 1917 год на долгое время поставил жирный крест на дальнейшем развитии миниатюрных каменных букетов…

С. Шиманский

"Черный принц" 1999г.

Пожалуй, стоит заметить, что на фоне некоторых других групп изделий фирмы Фаберже (таких, как пасхальные яйца или «блокированная миниатюра», например), флористика пользуется сегодня относительно скромным успехом. Это, впрочем, отнюдь не мешает широкому распространению поддельных «букетов от Фаберже», которые, насколько я могу судить, по количеству многократно превосходят подлинники. Это во многом объясняется тем, что большинство букетов, изготовленных в мастерских Карла Густавовича, не отличались ни особыми художественными изысками, ни сложностью с технической точки зрения. Несомненно, что сегодня даже мастер средней руки может изготовить качественную реплику. Широкая публика, впрочем, уверена в обратном, чему немало способствуют многочисленные книги и публикации, культивирующие миф о необыкновенном мастерстве работников фирмы. Так, например, из труда Джона Буфа под лаконичным названием «Фаберже» (1990г.) можно почерпнуть следующие сведения: «…имеются некоторые признаки, по которым можно установить подлинность произведения. Стебли цветов Фаберже всегда золотые и стоят в сосудах под наклоном, касаясь их края, в то время как стебли подделок практически всегда серебряные, а сами цветы, как правило, стоят почти вертикально». Комментировать такие «аналитические наблюдения» чрезвычайно затруднительно. Отмечу лишь, что к проблемам, которые возникают у мастера, вознамерившегося подделать букет Фаберже, угол наклона стебля не имеет ровным счетом никакого отношения.

НЕВЗРАЧНЫЙ ШЕДЕВР

Когда в 1997 году Сергей Шиманский впервые поведал своим ближайшим коллегам о намерении создать эту работу, он столкнулся со скепсисом и ироническими замечаниями в свой адрес. Такая реакция была легко объяснима – «Подорожник» на фоне многочисленных «Роз», «Орхидей» и «Тюльпанов» должен был смотреться, мягко говоря, странно. Однако в результате на свет появилась композиция, наглядно демонстрирующая, что для талантливого художника даже самый невзрачный источник вдохновения способен послужить основой для создания подлинного шедевра…

Однако я несколько отвлекся. Как уже неоднократно упоминалось на страницах нашего альманаха, возрождение камнерезного искусства как такового и флористики в частности началось в России в конце 80-х годов прошлого века. Первые опыты в этой области вполне предсказуемо базировались на разработках Фаберже и находили определенный спрос прежде всего на антикварном рынке. Однако уже к середине следующего десятилетия достижения Фаберже были полностью освоены, и в Петербурге стали появляться работы, несущие на себе отпечаток некоего художественного поиска. Это были первые признаки того, что процесс перемен набирает обороты. Тем не менее качественный скачок в развитии произошел гораздо быстрее, чем этого следовало бы ожидать.

С. Шиманский

"Ветка вишни" 1998г.

Художником, чьи произведения вывели флористику на принципиально иной художественный уровень, стал Сергей Шиманский—сравнительно молодой в то время мастер, который начал работать с твердым цветным камнем лишь в 1991 году. Молодость, впрочем, у Шиманского прекрасно сочеталась с авторской зрелостью и уникальным художественным чутьем, позволявшим ему легко и убедительно реализовывать свои замыслы в мелкой камнерезной пластике. Полностью отказавшись от навязчивой ювелирной декоративности, свойственной работам Фаберже, Шиманский сконцентрировал внимание прежде всего на композиционном решении и пластической выразительности своих букетов. Единому художественному ритму подчинялись все элементы композиции—от вазочки до мельчайших камнерезных и ювелирных деталей, образуя взаимосвязанный и гармоничный ансамбль, в котором не было ничего лишнего. Результатом такого подхода стал целый ряд замечательных композиций, которые отличались неуловимым внутренним движением и абсолютно не «каменной» воздушностью и легкостью на уровне ощущений. В совокупности эти деликатные моменты придавали произведениям Шиманского некую специфическую одухотворенность, аналогов которой мне встречать не доводилось.

А. Веселовский

"Ирис" 2004г.

Яркими примерами таких виртуозных творений могут послужить букеты «Черный Принц», «Цикламен», «Ветка вишни» и многие другие. Кроме того, Шиманский осуществил несколько рискованных экспериментов, приведших к появлению работ, которые стали настоящими шедеврами в рамках жанра. Это, в первую очередь, композиции «Подорожник» и «Осенний букет», которые демонстрировали радикальное переосмысление автором самой идеи букета как интерьерной миниатюры.

А. Веселовский

"Дурман" 2004г.

Влияние, оказанное работами этого художника на развитие флористики как жанра, трудно переоценить. Целый ряд разработанных Шиманским композиционных и пластических приемов был заимствован другими мастерами и послужил основой для различных интерпретаций. Многие из этих приемов на сегодняшний день можно с уверенностью назвать каноническими. Впрочем, сам Шиманский уже долгое время не испытывает к флористике того интереса, который обуревал его в середине 90-х годов. Во многом это объясняется тем, что его разработки и идеи уже давно существуют отдельно от своего автора, ведя абсолютно независимую жизнь. В отдельных случаях их эксплуатация позволяет существовать целым производственным объединениям. А коммерческая успешность, как бы вульгарно это не звучало, является одним из самых объективных признаков признания заслуг любого художника...

С. Шиманский

"Осенний букет" 1998г.

Между тем общая экономическая ситуация в России явно менялась в лучшую сторону. Начиная с 2000 года, интерес к современному камнерезному искусству начал стремительно возрастать. И, пожалуй, именно флористика вполне предсказуемо стала самым востребованным видом этого искусства у различных категорий его ценителей. Для подавляющего большинства крупных мастерских Петербурга, таких как «Багульник», «Каменный Гость», «Эболи» или «ANNA NOVA», изготовление букетов в этот период стало одним из наиболее приоритетных направлений деятельности. Результатом такой концентрации усилий стал быстрый рост технического мастерства. В кратчайшие сроки было разработано множество вариантов декоративной отделки каменных элементов (нанесение различных фактур на листья и лепестки, разнообразные техники полировки и т.д.), появились универсальные приемы в области работы с металлом. Существенно возрос также уровень композиционного мышления.

Мастерская "Anna Nova"

"Кактус" 2007г.

Необыкновенно богатым стал и ассортимент растений, запечатленных в камне и металле. Многие виды букетов («Роза», «Малина», «Смородина» и т.д.) к этому времени уже вполне заслуживали эпитета «тривиальный», поскольку общее количество их вариаций превзошло все мыслимые пределы. Гипертрофированной популярностью среди них выделялся «Ландыш», спрос на который, по-видимому, никогда не удастся удовлетворить полностью. Появились, впрочем, и весьма сомнительные композиции, ориентированные на увлеченного коллекционера—такие, как «Сон-трава», «Багульник», «Перекати-поле», «Чертополох» или «Вороний глаз». Значительно увеличились размеры изделий, которые все чаще отображали природный прообраз в натуральную величину.

МИНИАТЮРНАЯ ЛЕГЕНДА

И для зрителя, и для большинства своих авторов-создателей миниатюрные букеты олицетворяют, в первую очередь, сугубо декоративный объект, не несущий в себе смысловой информации. Однако существуют композиции, имеющие в своей основе определенный сюжет или даже повествование. Примером такой работы может послужить композиция Германа Грюнберга «Орхидея», основанная на древней филиппинской легенде, повествующей о том, как бабочки волшебным образом стали орхидеям

Все эти процессы постепенно привели к девальвации того художественного статуса, который флористика приобрела с легкой руки Шиманского. К 2005 году изготовление букетов в Петербурге повсеместно воспринималось исключительно как стабильный источник доходов. Были выявлены четкие ценовые категории, каждой из которых соответствовал свой собственный круг покупателей. Поскольку качество исполнения достигло своих разумных пределов, двигаться дальше было уже некуда. Единственной перспективой оставались лишь эксперименты с самой эстетикой жанра…

Наверное, именно по этой причине появление на конкурсе «Ювелирный Олимп-2006» композиции Владимира Путрина «Роза черная» вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Само это произведение, по сути, к флористике имело весьма отдаленное отношение. Это был скорее символ художественного мышления, своеобразный манифест в рамках жанра. Подчеркнуто геометрическая трактовка растительных мотивов и композиционное решение, построенное на жестком каркасе из резких граней и плоскостей, демонстрировали прежде всего некое торжество стилистического приема—приема, напрямую с флористикой не связанного. К чести автора нужно сказать, что он не стал всесторонне эксплуатировать свой успех и ограничился единственной работой в этой стилистике…

В. Путрин

"Роза черная" 2006г.

Подводя итоги, можно с полной уверенностью сказать, что и ремесленный, и художественный уровень работ в области флористики сегодня в Петербурге необыкновенно высок. Это одно из немногих направлений камнерезного искусства, применительно к которому критика, пожалуй, неуместна. Косвенно этот факт подтверждается тем, что общее количество производящихся ежегодно в Петербурге букетов исчисляется уже не десятками, а сотнями единиц, и даже набирающий силу экономический кризис практически не оказывает на эту ситуацию заметного влияния…

 

Декабрь 2008г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений