Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2007

Сергей Фалькин

Гламур наступает?!

Субъективные записки воинствующего дилетанта

Эйфория… У кого-то затаенная, неосознанная, скромная. У кого-то громкая, оптимистически задорная. Ура! Мы можем! Фаберже отдыхает!

Ура! Это так. Фаберже отдыхает. Давно уже. 
Мы можем. Технически практически все. Рецепты проверены, отточены почти до совершенства. Учебник двадцатилетней давности господина Синкенкеса – дилетантская жалкая потуга на понимание камнеобработки. Мы можем работать. Не хуже немцев по качеству. Чуть ленивее китайцев, но компенсируем знанием, умением и опытом. Зоологию, ботанику и анатомию проштудировали. У собачек грамотно выстроены кости, экстерьер бульдога самую малость не отвечает выставочным критериям. Цветоножка орхидеи соответствует рисунку в учебнике ботаники. Композиция цветка безупречно живет в пространстве. А блеск! Камень, где надо, режет глаз, где надо – тускло, но элегантно светится, передавая фактуру лепестка растения. Ткань одежды определенной плотности и сорта облегает туловище, создавая складками почти классический рисунок. Утилитарные вещи, одетые в изящную ювелирку, по совершенству отделки не оставляют шанса на критические замечания самому придирчивому глазу.


Мы можем. Но отчего-то грустно становится, когда смотришь на все это великолепие, собранное в одном месте на какой-нибудь представительной выставке. Задайте себе вопрос: для чего это сделано? И очень многое становится прозрачным и ясным. Деньги. Всюду предательски торчат чарующие уши гламура.

Все мы в той или иной степени заложники сегодняшней ситуации. Мы – это не все человечество, а те, кто режет камень, сочиняет в камне, в общем, кто в России работает в специфическом жанре ювелирно-камнерезной пластики. А своеобразие ситуации определяется несколькими обстоятельствами.

 

Обстоятельство первое – обстоятельство места

Россия. Тонкая верхняя прослойка, накачанная деньгами до неприличия, всколыхнула, растревожила едва сформировавшийся рынок камнерезных изделий, заставив работать интенсивнее, качественнее (в техническом смысле) и направлять больше усилий на производство дорогостоящего эксклюзивного товара. Хорошо это или плохо – вопрос творческий. Но это факт. Спрос рождает предложение. Деньги и еще раз деньги.

И камнерезное искусство, еще не успев родиться, превратилось в производство товара. А грустно становится не оттого, что погоня за наживой затягивает, развращает. Какая там нажива! Выжить бы. Заработать бы на то, чтобы завтра можно было бы опять работать. Грустно оттого, что работать в результате приходится не на искусство, а на кусок хлеба и горшок. А элите нужен гламур, роскошь, блеск. И она его получит. Уже скоро этого добра будет достаточно. Конечно, не без помощи наших братьев-китайцев.

Я, наверное, понял и принял бы сложившуюся тенденцию развития, если бы оно позиционировалось нами честно: да, мы делаем гламур, да, мы делаем деньги, и плевать нам на высшие материи. Так нет! Мы не только рассуждаем о высоком искусстве применительно к нашей деятельности, но и пытаемся выдавать произведенное за оное.

И ладно этим занималась бы только какая-нибудь тетка, владеющая посредственной мастерской. Ей простительно – у нее подгоревшая каша в голове. Но ведь и наиболее одаренные и думающие из нас с поразительной легкостью смешивают одно с другим.

Сам по себе гламур – не ругательное слово. Зарабатывать, производя красивые штучки – вполне достойное и почетное дело. Опасность в другом. Если мы хотим соорудить что-то самостоятельное, творческое, По-настоящему, По-взрослому, то надо понимать, что робкие, тонкие ростки едва начинающего прорастать искусства требуют бережного отношения. Не путайте, господа, ремесло с искусством, которое, как материя тонкая, непросчитываемая, неописываемая и непредсказуемая, не тождественно самому предмету: картине, скульптуре и так далее. Искусство – это мир, духа, чувств, эмоций, в который художник своей работой пытается вслед за собой вовлечь зрителя. Как это делается, человечество до сих пор не узнало, да и не узнает, по всей вероятности, никогда.

И еще: художник только тот, кто знает дорогу в этот мир духа и чувств, а не тот, кто грамотно расставил в скульптуре косточки. Искусный ремесленник честнее и выше по высшей иерархии посредственного художника, если, конечно, посредственность бывает художником.

Кстати, по поводу обстоятельства места: за границей дело обстоит еще хуже. Но это отдельная тема…

 

Обстоятельство второе – обстоятельство времени

Времени – в том смысле, что его катастрофически не хватает. Львиная доля его уходит на банальную борьбу с проблемами стихийной бытовухи: ветхий технопарк, несовершенный инструментарий, жалкий выбор камнерезного материала и так далее, и тому подобное. К этому же я бы отнес и пресловутый человеческий фактор. Мы все уже давно поняли, что если хочешь сделать что-нибудь стоящее в нашем жанре, создавай собственную мастерскую со всеми вытекающими отсюда последствиями. И первое – кадры, то есть мастера, которые выполняли бы очень серьезную квалифицированную работу. А где у нас в России готовят качественных резчиков? Правильно. Именно там. То есть, нигде не готовят. Остается одно из двух: обучать самостоятельно, затрачивая сумасшедшее количество сил и энергии, средств и времени, или украсть у товарища. Причем, во втором случае я категорически не осуждаю перебежчиков – рыба ищет, где глубже…

Кстати, для сведения: подготовкой собственных мастеров занимаются только три с половиной мастерских. Остальные десять где куют свои кадры?

Далее. Создав собственную мастерскую, ты автоматически переходишь в почетную и несчастную категорию предпринимателей. А что это значит? Правильно: бухгалтерия, налоги, учет, кадровые и социальные вопросы, пробирная палата, и т. д., и т. п. И все. Твой рабочий день закончен. А как быть с творчеством, а подумать когда, а почитать, а личная жизнь? Правильно. В оставшееся время. Вечности у нас впереди не предвидится.

 

Обстоятельство третье – обстоятельство образа действия

Древнерусский вопрос «что делать?» в сложившейся ситуации трансформируется в «как делать?». И вовсе не в смысле технологии. С технологией у нас почти все в порядке.

Многих из нас в свое время камень как материал увлек своей необузданностью и непредсказуемостью. Результат: за что боролись… Очень быстро выяснилось, что находимся мы на целинном, непаханом поле. А поднятие целины, как мы помним из недавней истории, требует почти героического труда. При этом героизм заключается только в одном: в умении работать много и интенсивно в монотонном до занудства ритме. Цвет, фактура, просвечиваемость, рисунок и прочие декоративные свойства камня при их неповторимости почти каждую работу переводят в категорию эксперимента. Отсюда: непредсказуемость результата. Возможно, поэтому человечество в своей истории не накопило большого опыта в работе с твердым и капризным камнем.

Каким же образом можно попытаться справиться с этим? Подозреваю, только одним: работать и работать, обмениваясь знаниями и опытом. И чем больше нас будет участвовать в этом процессе, тем лучше будет результат у каждого. Отдай, чтобы получить…
Увы! Разобщенность, псевдоконкуренция, пустопорожние амбиции и прочие, прочие болезни. В общем, все это – болезнь роста. По большому счету нашему сообществу лет пятнадцать. То есть возраст критический – подростковый.

Это примерно, как едва оперившийся ученик, сделавший с десяток самостоятельных работ, поглядывая из-под руки, вдруг решает, что созрел для большого дела. На старых дрожжах в трудовом порыве делает работу. Я сам! Удачно продает. Еще. Эйфория. Потом вдруг - проколы и неудачи. Он повторяет свои первые работы – продано. И т.д. Начинает копировать сам себя. И все развитие на этом заканчивается, толком и не начавшись. При этом технически он растет очень быстро. Качество создает иллюзию, что мастер состоялся. И не просто мастер, а художник. На самом же деле мы видим только поверхность! Сути нет, предмета нет, про идею, образ и прочие премудрости и говорить не приходится. Одна поверхность. Гламур!

Кстати, такой примерно путь, вероятно, прошла немецкая школа резьбы по камню. Результат, который можно увидеть на любой международной выставке – виртуозно сделанная поверхность. Почти без исключений.
Мы этого хотим? Если да, то делайте господа, гламур, и ни в чем себе не отказывайте. Для этого мы не очень нужны друг другу. Ну разве только, чтобы инструментом помочь, камешком поделиться…

Обстоятельство четвертое – обстоятельство причины

Причина, по которой все мы (бывшие геологи, гуманитарии всех мастей, военные, реставраторы, художники, краснодеревщики и т.д.) варимся в этом котле, – материал. Этот упрямый, многоликий Его Величество Самоцвет.

Работаем давно, но продвинулись в понимании сути материала, его возможностей, похоже, что не очень далеко. Если честно признаться, топчемся на месте. Я говорю опять же о своем: о художественности, об искусстве.

Да, мы проделали немало экспериментов, наделали массу красивостей, напридумывали кучу технических штучек. Но творческих удач – такой мизер, что их можно назвать случайными.
Думал я, думал об этом и ничего умнее не придумал, чем объяснить все это двумя отличиями самоцветного камня, как материала, от других художественных материалов.

Первое объяснение (социально-экономическое). Камень дорог. И фактически, и в понимании обывателя-потребителя. Работа с ним трудна и занимает немало времени. Потому изделие стоит дорого. А, значит, и выглядеть должно дорого, то есть соответствовать своей цене. Так что, будь добр, художник, подкинь-ка сюда золотишка и бриллиантов. И попадает изделие, независимо от его художественных качеств, в разряд сокровищ. Сразу, автоматически. Вне конкурса. Можно дарить, оставлять в наследство, копить, преподносить в качестве взятки и так далее.

Второе объяснение (декоративное). Самоцвет, даже самый односложный и простой, имеет такие мощные, а порой почти гипертрофированные декоративные качества, что справиться с ними, согласовать с образом, с мыслью оказывается серьезной, самостоятельной задачей. На остальное уже не остается места. Поэтому, как правило, выбирается легкий и простой путь: сознательно подчеркивается декоративность, красота камня, и этой красотой полностью прикрывается полное отсутствие художественной мысли. Сколько раз мы слышали эту фразочку: «Как художник обыграл камень! Мастер!» На самом деле, это камень «обыграл» художника.

Есть еще более легкий или легковесный путь. Он сродни старой народной забаве - сучкотворчеству, пошедшему в народ с легкой руки народного же художника Коненкова. Ищешь камень, похожий на что-нибудь, например, на курицу. Подрезаешь перышки, выковыриваешь дырочки под глаза, вставляешь пару камешков, полируешь. Готово. Ну, понятно, что этот путь сегодня не в чести, хотя совсем недавно вполне сходил за творческую манеру.

Как быть со всеми изложенными проблемами – не знаю. Знаю одно – надо работать и думать.

Обстоятельство пятое – обстоятельство цели

У искусства нет цели.
Как нет цели у космоса, природы, воды.
Искусство существует само для себя и ничем нам не обязано. Это мы ему обязаны. Нашей духовностью (в меру нашей восприимчивости).
У гламура есть цель. Очаровать, понравиться и продаться.
Искусство – это трудно и мучительно.
Гламур – это легко, быстро и вкусно.
Делайте гламур, господа!

P.S. Автор просил редакцию журнала не иллюстрировать записки фотографиями изделий. По одной простой причине: потребовалось бы произвести детальный «разбор полетов», что заняло бы немало места. А нужно ли это? Имеющий уши да услышит…

Август 2007г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений