Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2009

Владимир Путрин

КАХОЛОНГ

Породой камня, о которой пойдёт речь в этой статье, будет кахолонг . Выбор этот не случаен. Кардинальное отличие от нефрита, о котором я рассказывал в предыдущем номере, кроется не столько в структуре кахолонга, его химическом составе, сколько в характерных особенностях обработки этого камня…

Что же представляет собой кахолонг? Минералогический справочник сообщает, что кахолонг—это фарфоровидная непрозрачная смесь тонкозернистого халцедона и обыкновенного опала белого цвета. Ну а на практике мы имеем белый, почти непрозрачный камень, который отличается твердостью и позволяет добиться прекрасной полировки. Впрочем, твердость кахолонга подразумевает также и возникновение определенных проблем при его обработке. Действительно, инструмент засаливается гораздо быстрее, нежели при работе с какими-то другими породами камня, а у пил и обдирочных колес возникает интенсивное осевое биение.

Поэтому при черновой распиловке блока и последующей грубой обдирке следует внимательно следить за инструментом, постоянно вскрывая его абразивным бруском. В противном случае к проблемам, связанным с обработкой камня, прибавятся также дополнительные проблемы с инструментом.

Кроме того, при нанесении разметочных линий необходимо помнить о том, что кахолонг является камнем с повышенной гигроскопичностью, то есть камнем, который буквально впитывает в себя воду. И если в большом блоке еще можно провести линию маркером, то впоследствии я настоятельно рекомендовал бы избегать подобных действий. Гораздо разумней прибегнуть к обыкновенному графитовому карандашу. Кроме того, когда изделие находится в предполировочной стадии, кахолонг может прокраситься даже от ржавой воды. Поэтому, прекращая на время работу, класть предмет следует исключительно в чистую воду. Есть и другие моменты, связанные с этим специфическим свойством материала. Если предмет, выполненный из кахолонга, будет находиться помещении, где много курят, то через несколько месяцев кахолонг приобретет выраженный желтоватый оттенок.

Распиловка кахолонга

Также надо отметить, что тонко вырезанный кахолонг по краям обесцвечивается и становится полупрозрачным. Ничего страшного в этом нет, после высыхания он, как правило, приобретает свой первоначальный вид. И только очень тонкий край камня (менее 0,5 мм) может окончательно и потерять свой цвет. При желании этот эффект вполне может быть использован в резьбе.

КАМЕНЬ ИЛИ ФАРФОР?

Кахолонг практически не используется в камнерезной пластике как самоценный материал. Как правило, из этого минерала делают лишь отдельные фрагменты изделий—небольшие цветочки для букетов, некоторые элементы в «блокированной миниатюре», различные вставки, декоративные на-кладки и т.д. Дело в том, что крупные объекты, сделанные из кахолонга, внешне напоминают изделия не из камня, а из фарфора. Именно по этой причине моноблочные композиции из кахолонга попадаются крайне редко. Однако единичные примеры удачных работ, выполненных из этого специфического материала, все же встречаются. К их числу, например, относится композиция Сергея Фалькина «Первый загар». Кахолонг как материал в этой композиции воспринимается вполне органично, в первую очередь благодаря тому оригинальному пластическому решению, которое применил автор.

Итак, предмет вырезан и готов к шлифовке. Можно шлифовать по старинке—абразивными брусками, а по готовности отполировать алмазными пастами, двигаясь от большего зерна к меньшему. Но можно, на мой взгляд, поступить гораздо проще и эффективней—по окончании обработки крупнозернистым инструментом обработать поверхность алмазными запечными борами с мелким зерном. Это позволит вам избежать заглаживания резьбы, особенно тонкой—ее можно просто-напросто сошлифовать абразивными брусками, сведя на нет усилия нескольких дней работы. Затем поверхность обрабатывается алмазной пастой с помощью щетки. При этом следует помнить о том, что крупная паста может сошлифовать мелкую деталировку в резьбе ничуть не хуже абразивного бруска. Поэтому я рекомендую использовать пасту с размером алмазного зерна 28/20, а еще лучше 20/14.

Поскольку кахолонг прекрасно шлифуется алмазными пастами на щетках (уходят следы даже от абразивных колес), то процесс полировки не должен занять у вас много времени. После пасты 20/14 можно взять промежуточную пасту 14/10, а затем приступить к окончательной полировке с помощью пасты 2/1 или 1/0. Результатом всех этих процедур должен стать ровный зеркальный блеск.

Кроме того, кахолонг хорошо полируется оксидом церия. Поэтому плоскости можно полировать на холсте, предварительно подготовив их с помощью алмазной пасты, нанесенной на бумагу. Оксидом хрома по понятным причинам пользоваться нельзя. А вот алмазным порошком, который смешан с керосином, кахолонг полируется очень хорошо.

И последнее, на что я хотел бы обратить ваше внимание. Поскольку камень имеет белый цвет, резьба должна быть ярко выражена. Следует подчеркнуть даже те моменты в резьбе, которые обычно никогда не выделяются при работе с черным по цвету камнем. Нельзя также прибегать к матированию—матовая поверхность из белой очень быстро превращается в грязно-серую. Поэтому среди декоративных приемов при обработке кахолонга остается только полировка и, конечно, различные фактуры, разнообразие которых ограничивается только опытом и фантазией мастера…

Декабрь 2008г.



 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений