Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2009

Антон Ананьев

БОРЬБА СО ВКУСОМ...

Искусство искусству рознь. Поскольку существенная разница между различными видами искусства заметна невооруженным взглядом, не думаю, что это утверждение требует каких-то особенных доказательств. Причем, кроме различий в форме и содержании, цели и средствах, инструментах и материале, имеются различия и в таком немаловажном аспекте, как уровень допустимой свободы творчества. И если, допустим, в живописи этот уровень достаточно высок, то в монументальной скульптуре он измеряется чуть ли не отрицательными величинами. Самовыражение здесь, мягко говоря, обходится художнику очень и очень дорого…

Резьба по твердому цветному камню как раз и относится к тем видам искусства, которые требуют значительных материальных затрат. Поэтому работы в этом жанре по определению стоят дорого и приобрести их способен только весьма состоятельный человек. Именно это обстоятельство и предопределяет ту ситуацию, в которой пребывает камнерезное искусство в России на протяжении последних десяти-пятнадцати лет,—ситуацию, при которой покупатель оказывает влияние на развитие художественного процесса по меньшей мере в той же степени, что и сам мастер или художник. И сложно сказать, хорошо это или плохо—все зависит лишь от того, с какой стороны на эту ситуацию посмотреть.


Несомненным плюсом является наличие стабильного спроса на работы, который, в свою очередь, делает возможным существование полноценной профессиональной среды, сохраняющей и преумножающей уровень мастерства. Так сказать, есть средства—есть условия для работы, а есть условия—есть и результаты. Подобные благоприятные факторы для развития резьбы по камню во всем мире имеются разве что в Идар-Оберштайне. Другой вопрос, что этот минимальный уровень благополучия и в Европе, и в России был достигнут лишь в результате неукоснительного и поступательного следования формирующейся конъюнктуре покупательского рынка. Естественно, такой компромисс имел для камнерезного искусства весьма негативные последствия, которые быстро дали о себе знать. Как известно, кто платит деньги, тот и музыку заказывает. Поэтому вскоре финансовая стабильность для художника обернулась зависимостью от клиента, а сам процесс художественного развития постепенно был если не парализован, то, по меньшей мере, загнан в узкие рамки покупательского вкуса. И здесь самое время разобраться, что же представляет собою этот самый зловещий «покупательский вкус»…

С. Шиманский

"Время" 2007г.

На самом деле, ничего страшного это понятие в себе не несет. Наоборот, смысл его понятен и предсказуем. Я думаю, что общее количество людей, от природы обладающих способностью воспринимать изобразительное искусство, приблизительно соответствует количеству людей, от природы же одаренных абсолютным музыкальным слухом. То есть, по большому счету, составляет минимальный процент от общего числа. А всем прочим, к сожалению, нужно либо долго и прилежно учиться, либо слушать специалистов, либо просто делать вид, что они тонко чувствуют и глубоко вникают. Если же вспомнить о том, что для того, чтобы обладать какими-либо произведениями искусства, нужно не только осознанно испытывать в этом потребность, но и располагать значительными финансовыми средствами, то картина должна получиться совсем неутешительная. Сколько людей на земном шаре нуждаются в искусстве и могут позволить себе его приобрести? Таких уникальных индивидуумов должно быть куда меньше, чем даже гениальных художников, не говоря уж о художниках просто талантливых…

С. Фалькин

"Белореченский бык" 2009г.

Однако, как нетрудно заметить, число тех ценителей искусства, которые не скрывают это пристрастие от окружающих, значительно превышает результаты моих теоретических выкладок. Причем среди людей состоятельных поклонники искусства составляют чуть ли не подавляющее большинство. Так в чем же дело?

А дело все в том, что искусство для человечества всегда играло, играет и будет играть роль не только, а, пожалуй, и не столько источника эстетического удовольствия, сколько некого атрибута престижа, свидетельствующего о соответствии особому положению, которое человек занимает (или желал бы показать, что занимает) в обществе. Демонстрируя публично свою страсть к искусству, человек тем самым позиционирует себя как личность, стоящую на той высокой ступени духовного развития, которая недоступна всей остальной человеческой массе. «Я гораздо совершеннее, чем вы!»—вот о чем подспудно говорит окружающим умело и изящно поданная тяга к прекрасному. Соответственно, соблазн использовать этот прием для самоутверждения в обществе всегда был и будет велик. Любовь к прекрасному, таким образом, становится уже не целью, а средством и возникает явление, которое можно охарактеризовать, как потребление искусства. Однако потребитель искусства тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Например, ему не нравятся загадки в искусстве. Он хотел бы понимать, что и почему он, собственно, покупает. И не только понимать, но и иметь возможность рассказать о своей покупке другу. Именно из этого естественного желания и проистекает тот самый общечеловеческий покупательский вкус. Критерии его просты для понимания, применимы практически к любым видам изобразительного искусства и позволяют с легкостью разрешить основную массу проблем, постоянно возникающих у потребителя искусства.

А. Ананьев

"Минотавр" 2007г.

Что же представляет собою этот самый вкус? Поверьте, все очень просто. С точки зрения среднестатистического человека настоящее произведение искусства в области формы должно тяготеть к натурализму, а в области содержания—к повествовательному (и, по возможности, нравоучительному) сюжету. Почему так, спросите вы? Да потому, что соблюдение этих критериев позволяет, взглянув на произведение искусства, понять, что это, собственно, такое, а также—почему оно таково. Кроме того, приобретенным знанием можно поделиться с другом, подругой или с просто знакомым человеком. Чего же еще желать?
Люди, обладающие таким общечеловеческим вкусом, составляют подавляющее большинство поклонников и ценителей камнерезного искусства в России. И, что вполне естественно, они хотели бы, чтобы это искусство их вкусу соответствовало. И большинство художников и мастеров, вольно или невольно, все эти годы шло им навстречу, мирясь со своими амбициями и внутренним дискомфортом…

Ничто на свете, однако, не вечно. Та революция, которую так долго предрекали наши охваченные энтузиазмом доморощенные пророки, на самом деле уже свершилась. Свершилась внутри нас. Теперь мы уже не просто не хотим, мы уже не можем заниматься тем, чем занимались все эти годы. И все, что мы отныне стремимся реализовать в столь специфическом материале, как твердый цветной камень, находится в вопиющем противоречии с тем, чего желал бы приобрести поклонник, ценитель, коллекционер, одним словом—потребитель камнерезного искусства в нашей стране.

А это означает, что нам предстоит борьба с общечеловеческим вкусом, и, следовательно,—борьба с человечеством. Знающие люди говорили мне, что художник в такой борьбе если и побеждает, то только после смерти. Ну что ж, как говорится, поживем-увидим…

 

Июнь 2009г

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений