Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2009

Антон Ананьев

КАМЕННАЯ НАГОТА

Трудно найти более «вечную» тему в искусстве, нежели изображение обнаженной женской фигуры. Начиная с эпохи палеолита, эта тема непрестанно волнует воображение художника, вновь и вновь заставляя его отдавать ей должное в своем творчестве. Даже при беглом взгляде на выдающиеся живописные, графические или скульптурные произведения, созданные человечеством за последние три тысячи лет, становится очевидно, что мотив обнаженной женской фигуры прослеживается в львиной доле признанных шедевров. Мелкая камнерезная пластике также не является исключением из общего правила…

Согласно широко распространенной точке зрения, твердый цветной камень «противится» мягкой и изящной пластике женского тела, отвергает его природную грацию и красоту. Дескать, сама сущность камня на неком мистико-эзотерическом уровне не приемлет легкомысленный женский облик. На первый взгляд, определенные основания у этой легенды есть. Общее число запечатленных в камне женских фигур невелико, а уж количество по-настоящему удачных произведений и вовсе исчисляется единицами. Однако причины такого положения дел, на мой взгляд, носят довольно прозаический характер.

Дело в том, что для изображения женской фигуры мастеру-камнерезу необходимо обладать действительно высоким профессиональным уровнем, ясно осознавать и уметь использовать в работе нюансы избранного материала, иметь определенные знания в области композиции, анатомии и т.д. Кроме того, требуется еще и определенная эстетическая выдержанность, без которой работа запросто приобретает неуловимо вульгарный и пошлый характер. Неуместно здесь также и использование господствующего в последние годы в камнерезной пластике утрированного гротеска, поскольку это сразу сообщает композиции карикатурность и аляповатость. Таким образом, число мастеров, способных справиться со столь трудной задачей, резко сокращается, и многочисленным работам попросту неоткуда взяться...

А. Корнилов

"Наяда" 1991г.

Однако даже тех немногих работ в этой области, что имеют определенную известность, вполне достаточно для того, чтобы сделать выводы об общих тенденциях развития этого направления в камнерезном искусстве, проследить его возникновение и хронологию. Благо, что среди этих произведений для такого анализа хватает и положительных, и отрицательных примеров…

Первым и, наверное, самым известным мастером в Петербурге, основательно поработавшим с обнаженной натурой в твердом камне, был Александр Корнилов. Первые опыты Корнилова в этой области датируются самым началом 90-х годов, а общее количество созданных этим мастером композиций достигает полутора десятков. Многие из этих работ—«Nova Vita», «Венера», «Гера», «Наяда» и др., вошли в число наиболее известных работ, сделанных в Петербурге в конце прошлого века.

Г. Пылин

"Волна" 2001г.

Практически сразу Корнилов стал использовать в качестве универсального материала для решения столь специфической задачи минералы кварцевой группы, хотя экспериментировал и с другими породами. Кроме того, именно Александр Корнилов впервые использовал все те приемы передачи обнаженного тела в твердом камне, которые сегодня считаются каноническими для петербургской школы резьбы по камню. Это, прежде всего, применение контраста между матовой и полированной поверхностью камня в качестве средства для достижения художественной выразительности. Этот эффект в сочетании с особой, свойственной только Корнилову пластикой и сложными композиционными решениями, позволил мастеру создать несколько великолепных работ, которые с уверенностью можно назвать шедеврами камнерезного искусства наших дней…

ЗАВУАЛИРОВАННЫЙ НАМЕК
Далеко не все поклонники женской красоты среди резчиков по камню склонны к реалистичному и несколько безыдейному воспроизведению женских форм в этом специфическом материале. В творчестве некоторых художников либидо, половой инстинкт, может принимать гораздо более раскрепощенные и неожиданные формы. В результате собственно женский образ, претерпевший преломление через призму авторского восприятия, становится почти неуловимым. Одним из классических примеров такой художественной трансформации является серия работ Сергея Фалькина под многозначительным названием «Ботаника по господину Фрейду»…

Другим, не менее талантливым и известным мастером, приложившим руку к созданию обнаженной натуры в камнерезной пластике, является Геннадий Пылин. Им также было создано значительное количество обнаженных женских фигур, многие из которых могут послужить великолепными образцами означенного жанра. Кроме того, Пылин использовал мотив женского тела не только в миниатюрных скульптурных композициях, но и при создании таких предметов с выраженным функциональным предназначением, как, например, шкатулка «Утро». Для этого мастер применял технику высокого рельефа, сохраняя при этом приверженность к все тем же классическим материалам—горному хрусталю и раухтопазу…

Вслед за Пылиным и Корниловым к изготовлению обнаженной женской натуры приобщились и другие мастера. Появились любопытные эксперименты, пополнившие арсенал художественных приемов резчика по камню новыми находками. Так, например, Сергей Шиманский в своей работе «Евгения» сделал упор на светопластические эффекты, ранее в этой области не применявшиеся. Однако базовые, канонические приемы в работе с твердым цветным камнем, заложенные в работах Корнилова и Пылина, в дальнейшем не претерпели существенных изменений, и сохранили свое значение вплоть до сегодняшнего дня. Влияние наработок этих петербургских мастеров заметно, в частности, в работах Натальи Бакут из Иркутска—одного из самых талантливых мастеров, работающих с обнаженной натурой сегодня…

С. Шиманский

"Евгения" 2003г.

Нельзя, впрочем, сказать, что этот «петербургский стиль» является безупречным и неуязвимым для критики. Наоборот, неоднократно отмечалось, что многие фигуры, вырезанные из минералов кварцевой группы, визуально напоминают литье из стекла советского периода. С точки зрения критиков, таким образом, изготовление фигур из камня теряло всякий смысл, поскольку художественные достоинства камнерезных работ и работ, отлитых из стекла, практически идентичны, в то время как стоимость вторых в десятки, а то и сотни раз ниже. Определенная доля истины в этих умозаключениях, конечно, есть. Однако для профессионала очевидна разница между стеклом и прозрачным горным хрусталем, не говоря уже о морионе или раухтопазе. Ассоциации же с литьем из стекла возникают в первую очередь из-за стилистического и композиционного сходства, обусловленного некоторым архаизмом художественного мышления у резчиков по камню. Если посмотреть на фигуру Александра Корнилова «Nova Vita», которая, на мой скромный взгляд, является самым интересным произведением в этой области из всех мне известных, то параллели можно провести скорее с миниатюрной интерьерной скульптурой эпохи арт-деко. Причем раухтопаз, из которого выполнена эта композиция, придает характерной для этого декоративного стиля пластике дополнительную выразительность. Так что дело здесь не в материале, а в том, что и как из него сделано…

МЕЖДУ ЭСТЕТИКОЙ И ПОРНОГРАФИЕЙ
Перефразируя одно распространенное выражение, можно сказать, что от прекрасного до запретного всего один шаг. С учетом того, что количество тем, которые табуируются обществом, сегодня можно сосчитать по пальцам, появление работ с ярко выраженным эротическим содержанием в камнерезном искусстве уже никого не должно удивлять. И если приведенная выше композиция Геннадия Пылина под названием «Другая любовь» по меркам нынешнего времени носит всего лишь фривольный характер, то некоторые произведения, изготовленные семейством Хенн из Идар-Оберштайна, можно с уверенностью охарактеризовать как порнографические…

Косвенно достижения петербургской школы резьбы по камню подтверждаются еще и тем, что немецкие мастера, опираясь на свои собственные традиции и опыт в резьбе по камню, также пришли к схожим выводам. Так, например, Гюнтер Петри, один из самых профессиональных и талантливых резчиков из Идар-Оберштайна, для передачи в камне обнаженной натуры использует аналогичные технические приемы, а в качестве материала предпочитает раухтопаз и цитрин.

Н. Бакут

"Вакханка" 2006г.

Вообще, если говорить о каких-то альтернативных приемах изображения обнаженного женского тела в камнерезной пластике, то речь может идти только о мастерах с Урала. В соответствие со сложившимися в этом регионе традициями, уральцы при решении такой задачи применяют технику «блокированной миниатюры». К сожалению, мне известно буквально несколько композиций, изображающих нагое женское тело, которые изготовлены в Екатеринбурге. Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать какие-либо обобщения или выводы. Поэтому я могу лишь констатировать, что некоторые из этих работ выполнены во всех отношениях весьма профессионально и не имеют ничего общего с традициями, которые сложились в Северной столице…

Необходимо также заметить, что кроме упомянутых выше произведений, и в Петербурге, и на Урале регулярно делаются также работы, развивающие ту «лубочную» стилистику, основу которой заложил некоторыми своими работами Василий Коноваленко. Однако такие композиции трудно охарактеризовать как изображение «обнаженной женской натуры» и я не буду подробно на них останавливаться. Скажу лишь, что в этих работах отсутствуют попытки решить какие-то эстетические задачи, зато нередко встречается скабрезный юмор и элементарная художественная безграмотность…

Уральская камнерезная мастерская им. И. Боровикова

"Афродита" 2005г.

Как нетрудно заметить, рассказывая о мастерах петербургской школы, увлеченных изготовлением обнаженных фигур, я постоянно делаю акцент на художников старшего поколения, на тех, кто работает с камнем еще с 80-х годов прошлого столетия. Более молодых мастеров я практически не упоминаю. Действительно, молодому поколению резчиков похвастать в этой области нечем. Существует множество причин, породивших такую ситуацию—невысокий профессиональный уровень, отсутствие амбиций в хорошем смысле этого слова, смена художественных ориентиров и приоритетов в последнее время, некая общая безыдейность и т.д. Тем не менее, я не думаю что положение дел, скажем так, безнадежно. Дело в том, что «обнаженка» пользуется определенным и довольно стабильным спросом у покупателя. Соответственно, в этой области кто-нибудь всегда будет работать уже только по одной этой причине. Кроме того, общий художественный и ремесленный упадок последних лет—это некая «болезнь своего времени». Рано или поздно существующий кризис будет разрешен и поступательное развитие камнерезной пластики продолжится. И такая «вечная тема» как женская нагота снова будет достойно представлена среди прочих видов камнерезного искусства…


Июль 2009г



 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений