Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2010

Антон Ананьев

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ МОДЕРНИЗМА

Модернизм всегда был явлением, которое насквозь пронизано духом бунта против традиционного искусства, духом разрушения и отрицания рациональной системы ценностей. Собственно, именно в самом акте ниспровержения классических традиций и заключается состоятельность модернизма как новой формы искусства. После завершения этого акта всегда начинался хаос–хаос, пробужденный к жизни волей художника, но воле этой неподвластный…

Впервые проявивший себя в самом начале двадцатого века, модернизм в кратчайший срок, за каких-нибудь десять-двадцать лет до неузнаваемости изменил ландшафт мирового искусства. Стили и направления, ужасные в своем разрушительном величии, сменяли друг друга быстрее, чем Генри Форд на своих заводах успевал ставить на производство новые модели автомобилей. Кровопролитные войны и прочие катаклизмы первой половины столетия лишь подстегивали модернизм в его стремительном движении в будущее. Искусства вдруг стало так много, что избежать в той или иной степени его влияния уже не могли даже представители самых неимущих слоев общества.

Художник теперь уже не пытался просто получить хоть какое-то скромное признание у общества, наоборот–он агрессивно навязывал этому обществу свою собственную картину восприятия мира. Картину, в которой причудливо переплетались гениальные прозрения и бред сумасшедшего, техническое мастерство и формальные эксперименты, математика и анархия, гедонизм и неврастения…

С. Тулупов

Подвес "Сердце" 2008г.

Характерной и хронически порочной чертой модернизма оказалась его неспособность оставлять после себя самостоятельное и жизнеспособное художественное пространство. Как уже говорилось выше, вслед за завершением художественного акта, необходимой составляющей которого является разрушение некой устоявшейся традиции, начинается хаос. Модернизм подарил миру десятки необыкновенно талантливых и одаренных художников, однако их искусство умерло вместе с ними. Поскольку модернизм не создает новую традицию как таковую, то влияние одного творца на другого условно, а дальнейшее развитие в принципе абсурдно и потому исключено. Вырождение и девальвация начинается уже во втором поколении, отчасти они присутствуют в любом произведении непосредственно в момент создания. Модернизм, таким образом, имеет выраженную субъективную структуру, замкнутую и ограниченную личностью своего создателя…

Разумеется, с приходом модернизма «старое» искусство отнюдь не исчезло окончательно и бесповоротно. Наоборот, со временем они вступили друг с другом в выраженную взаимосвязь, поскольку на смену модернизму также пришли новые радикальные формы человеческого самовыражения, которые фактически проделали с ним то же самое, что и он сотворил с классическим искусством, своим предшественником. Сегодня модернизм представляет собой уже явление архаичное, прочно вошедшее в сознание человека и утратившее для него свою шокирующую выразительность. Ну, а его тлетворное влияние заметно во всех областях творческой деятельности человека, в том числе и в искусстве резьбы по камню…

С. Свифт

"Нанди" 2008г.

Вопреки логике поступательного развития, первые формальные эксперименты дали о себе знать в камнерезном искусстве Петербурга еще до того, как оно выработало свои классические каноны и традиции. Этот до некоторой степени парадоксальный факт объяснялся тем, что уже в первом поколении новых русских камнерезов были люди, «отягощенные» художественным образованием со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако вплоть до конца 90-х годов натурализм безраздельно господствовал в умах петербургских резчиков по камню, подвергаясь лишь легкой декоративной коррекции в работах ведущих мастеров. Несколько же преждевременно появившихся на свет объектов, в которых отразилась потенциальная раскрепощенность мышления их авторов, существенного влияния на среду не оказали, хотя статус шедевров получить успели…

В. Оболенский

"Система отношений" 1994г.

По-настоящему модернистские тенденции набрали силу лишь в начале нового столетия. Целый ряд художников, независимо друг от друга, начал постепенно уходить от натурализма в своих работах, двигаясь в сторону индивидуального и революционного для камнерезного искусства взгляда на объект творчества. Уже через несколько лет «художественное брожение» охватило весь город, оказывая выраженное влияние на результаты труда мастеров и вызывая раздражение у большинства покупателей и коллекционеров. Помню, как один мой коллега, подсознательно ощущая неотвратимость надвигающихся перемен, с затаенной тревогой спрашивал меня, демонстрируя свой очередной замысел: «Как ты думаешь, может быть, надо стилизовать?»…

К этому моменту завершился также и процесс формиро-вания камнерезных традиций, впрочем, своеобразных и не вполне классических. А ведь, как показывает исторический опыт, именно традиции являются для модернизма той точкой опоры, с помощью которой он переворачивает мир. Поэтому, спустя совсем немного времени, в Петербурге повсеместно начала доминировать мысль чуть ли не о принципиальной невозможности существования искусства в рамках традиционного, реалистичного отображения окружающего мира…

А. Левенталь

"Ворона на ветру" 2007г.

Чем и насколько был обусловлен такой эволюционный скачок в резьбе по камню? Несомненно, предпосылки для таких перемен были. Я думаю, каждый мастер, работающий с цветным камнем, в большей или меньшей степени осознает, что натуралистичная трактовка плохо вяжется с этим капризным и своенравным материалом. Вообще, очевидно, что какого-то универсального подхода к камню разработать невозможно–слишком велика разница между свойствами различных пород, каждая из которых требует от художника своей суммы знаний, опыта и таланта. Поэтому та форма работы с этим материалом, которая дает мастеру максимум свободы, и является наиболее предпочтительной. И здесь модернизм с его перманентным экспериментом, раскрепощенностью воображения и отсутствием канонов оказывается очень и очень кстати. Настоящий, ищущий художник в этом новом пространстве чувствует себя гораздо более свободно и раскованно, нежели его закомплексованный предшественник. Наверное, именно по этой причине за последние годы и было создано несколько действительно впечатляющих работ, которые по своей художественной значимости существенно превзошли все, что было сделано на протяжении куда более длительного «традиционного» периода.

С. Шиманский

"туманность тельца" 2009г.

Однако у этого процесса, кроме упомянутых выше позитивных моментов, есть и явно отрицательные последствия. В свете новых тенденций в Петербурге стало зазорно стремиться к высокому профессиональному уровню в резьбе по камню. Молодой мастер с недоумением глядит на сомнительные с его точки зрения «обмылки», которые с энтузиазмом ваяют мэтры из числа мастеров старшего поколения, и неминуемо утрачивает какую бы то ни было мотивацию для дальнейшего профессионального роста. Поэтому неудивительно, что ремесленная база стремительно разрушается, школа мастерства умирает, и будущее камнерезного искусства в Северной столице вызывает большие сомнения. Это и есть тот хаос, который остается после художника. Я знаком с бытующим в, так сказать, прогрессивных кругах мнением, о том, что художественность выражается, прежде всего, в индивидуальности творческого самовыражения автора. Несомненно, это тоже модернистский подход, но уже применительно к теории искусства. Мне же всегда казалось, что художественность в первую очередь выражается в красоте созданного произведения. Иначе, перефразируя строки одного известного поэта, искусство быстро становится «не столь прекрасно, сколь неповторимо». Тем более, что в камнерезном искусстве художественность уж точно находится где-то на стыке возможностей мастера и той степени свободы, которую ему дает этот деспотичный материал…

С. Фалькин

"Серенгети" 2006г.

Есть и еще один мощнейший фактор, который едва ли позволит модернизму реализовать в искусстве резьбы по камню весь свой разрушительный потенциал, по крайней мере, в ближайшее время. Этот фактор–вкус потенциального покупателя. А покупатель этот, к сожалению (или к счастью), очень консервативен и потому отнюдь не жаждет приобретать плоды этой довольно неожиданной для него художественной революции. И не думаю, что его, покупателя, можно перевоспитать. Ей богу, проще будет найти нового…

Однако, как бы то ни было, перемены-то уже произошли и нам остается лишь смиренно ожидать их результатов. Лично мне кажется, что новые тенденции окажут на камнерезное сообщество Петербурга примерно такое же воздействие, какое оказывает на человека красивая лошадь согласно древней кавказской поговорке–то есть, хорошего художника они сделают еще лучше, а плохого, соответственно, еще хуже. Главное, чтобы петербуржцы, с их постоянной потребностью и готовностью отдаться искусству целиком, не впали в самолюбование и по-прежнему помнили, что камень не бумага, а потому отнюдь не все терпит…




 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Визит Скурлова в регион


    Валентин Скурлов обозначил точки соприкосновения в творчестве и биографии Василия Зуева и Аркадия...
  • Музей В.И.Зуева р.п.Чердаклы
    Пополнение экспонатов в Музее Василия ЗУЕВА. -

    В Администрацию р.п. Чердаклы Ульяновской области от Борисовой...

Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений