Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2010

ИНОЙ ВЗГЛЯД НА КРАСОТУ КАМНЯ

Исторически так сложилось, что наш альманах довольно редко публикует на своих страницах материалы о мастерах уральской школы резьбы по камню. Мы решили восполнить этот досадный пробел и связались с Григорием Пономаревым, одним из самых талантливых и профессиональных художников, работающих с твердым цветным камнем в Екатеринбурге…

Корр.: Расскажите о себе. Когда и почему Вы увлеклись резьбой по твердому цветному камню?

Григорий Пономарев: К сожалению, в школьные годы я не занимался ни в каких изостудиях, но всегда любил рисовать и уделял этому много времени. В 1989 году я поступил в СХПТУ 42 на специальность резчик по художественной обработке камня. Оказался в это училище совершенно случайно–просто посоветовали знакомые, да и находилось оно рядом с домом. Мастером производственного обучения на моем курсе была Сухачева Надежда Николаевна. Именно она заложила основы камнерезного мастерства и привила мне любовь к камню. Окончил училище в 1992 году, а на диплом сделал объемную композицию «Ваза с фруктами» из разноцветных поделочных камней. В 1994 году поступил в Свердловский архитектурный институт (позднее Уральская государственная архитектурно-художественная академия) на отделение декоративно-прикладного искусства по специальности художественная обработка камня. В процессе обучения сильно увлекался живописью и скульптурой…

С 1997 года постоянно участвовал в выставках и кон-курсах камнерезного искусства. Во время учебы осваивал технику флорентийской мозаики, но в основном изучал искусство камеи. Поэтому большинство работ, выполнен-ных мною в эти годы–это камеи и инталии. В 2000 году я окончил институт, а моей дипломной работой стал триптих «Старый Екатеринбург», выполненный в технике камеи. В 2001 году устроился на работу в Уральскую камнерезную мастерскую (с 2006 года Уральская камнерезная мастерская им. И.Боровикова), где и по сей день работаю в качестве художественного руководителя…

Г. Пономарев

"Зеленомыслящий" 2005г.

Корр.: Следовательно, в начале своего творческого пути Вы много времени уделяли глиптике и лишь спустя некоторое время обратились к полнообъемной резьбе. Интересна ли Вам глиптика сейчас?

Г.П.: Сейчас все мое время поглощает блокированная скульптура, разработка больших композиций для нашей мастерской, эскизирование и лепка. Так что глиптикой, можно сказать, я совсем не занимаюсь–только небольшие идеи набрасываю, но в материале ничего не делаю. Последнюю камею–«Памяти Владимира Высоцкого», вырезал лет пять назад. Но планы возобновить занятия глиптикой есть…

Корр.: В отличие от Петербурга, основные усилия мастеров с Урала сконцентрированы в области «блокированной миниатюры»–жанра, в котором художественный эффект достигается посредством комбинирования различных пород камня в рамках одной композиции. Чем, на Ваш взгляд, обусловлена такая специфика уральского камнерезного искусства?

Г.П.: Я бы не сказал, что все уральские мастера в основном занимаются объемной мозаикой. Есть много ярких художников, которые режут по кварцу–Анатолий Жуков или Вячеслав Оболенский, например. Есть мастера, специализирующиеся на флорентийской мозаике…

Но, конечно, объемная мозаика составляет примерно семьдесят процентов от всех художественных произведений. Мне кажется, одной из основных причин является большой спрос на эти фигурки в 90-е годы. Мастерские по объемной мозаике росли как грибы, так как на рынке брали почти все и любого качества. Именно в тот период в камнерезном производстве задержалось очень много выпускников 42-го камнерезного училища, хотя далеко не все из них были настоящими художниками. Сейчас спрос, конечно, сильно пошел на спад, на рынке востребованы только высококачественные работы…

Г. Пономарев

"Белка" 2007г.

Корр.: С момента своего возрождения в конце 80-х годов прошлого столетия, современное камнерезное искусство в России развивается под знаком развития традиций Карла Фаберже. Чувствуете ли Вы себя продолжателем традиций, заложенных великим ювелиром? Испытали ли Вы непосредственное влияние работ фирмы Фаберже?

Г.П.: Если честно, то я не чувствую сильного влияния Карла Фаберже на свое творчество. Я думаю, главное, чему стоит учиться у Фаберже–это требовательности к высочайшему качеству работ, стремлению к совершенству, желанию во всем быть оригинальным и новым, быть всегда впереди. Поскольку наша мастерская занимается исключительно объемной мозаикой и ювелирная составляющая в работе невелика, то перед нами встают задачи больше скульптурные, живописные или композиционные, а не декоративные. Стиль Фаберже, как мне кажется, более клонился в ювелирную сторону. Наш стиль, который я называю драматическим реализмом, отличается уделением особого внимания анатомической достоверности фигур, а также колористической напряженностью, доходящей до экспрессии…

Хотя начиналось все, конечно, с прямого подражания и копирования Фаберже. Однако, когда я начал заниматься объемной мозаикой, то этот этап уже был в основном пройден другими мастерами и дальше мне хотелось идти уже своей собственной дорогой…

Г. Пономарев

"Богатый киргизский охотник"

2004г.

Корр.: Какие задачи Вы ставите перед собой в своем творчестве? Имеются ли у Вас какие-то особые приоритеты в работе с камнем?

Г.П.: Мой девиз: никогда не повторять цветовой гаммы в новой работе и каждый раз использовать новые породы и минералы. Верхом мастерства я считаю способность показать камень с абсолютно неожиданной стороны. Это раскрывает его красоту по-новому и в то же время может выглядеть абсолютно убедительно. Когда я изучал искусство камеи, то в одной книге прочитал, что древнегреческие камеи копировали станковую живопись, которая не дошла до нас, но камеи дают о ней представление. Я буквально воспринял эти слова и пытаюсь с помощью цветовой палитры передать общее настроение композиции. На-пример, продемонстрировать нюансы освещения или переливы цветовых мазков так, как это могло бы быть на плоскости живописной картины. Таким образом, с помощью цветовых пятен в объемной скульптуре можно передать время действия (например, утром происходят события или вечером), усилить динамическую экспрессию или драматизм ситуации. Если мне не удалось в работе преподнести камень в какой-то новой роли, то я считаю ее неудавшейся. Я всегда повторяю: главная задача камнереза–показать красоту камня, а все остальное вторично…

Таким образом, цветовая подача образа для меня является решающей. Есть, конечно, и другие аспекты–скульптурная пластика, оригинальность идеи, но все это присуще и другим жанрам искусства. В камнерезной пластике в первую очередь важно то, как автор выявил красоту камня. А это возможно только когда любишь камень, знаешь и понимаешь его…

Г. Пономарев

"Данила - мастер" 2009г.


Корр.: Есть ли у Вас какая-то излюбленная порода камня? Или, возможно, учитывая Вашу специализацию на «блокированной миниатюре», у Вас есть какие-то излюбленные комбинации определенных пород?

Г.П.: Для меня не существует некрасивых, неярких или «дешевых» камней. Повторюсь–любой камень уникален, просто нужно суметь его подать. Но особенно люблю камни с рисунком, «балдею» от мохового агата…

Г. Пономарев

"Наполеон"

Корр.: Каковы Ваши ближайшие творческие планы? Испытываете ли вы желание продемонстрировать свои произведения на каких-то выставках в Петербурге?

Г.П.: Сейчас я работаю сразу над тремя крупными композициями, которые выполняются в рамках Уральской камнерезной мастерской им. И.Боровикова, художественным руководителем которой я являюсь с 2006 года. Вообще, сейчас моя творческая деятельность неразрывна с этой мастерской. Во всех работах, которые выходят из ее стен, я так или иначе принимаю участие. Где-то делаю всю проектную часть, где-то помогаю с колористическим решением, где-то делаю макеты. Часто поправляю лица, особенно если требуется портретное сходство. Работ, сделанных собственноручно, стало несколько меньше, но меня радует возможность воплотить большое количество своих творческих идей с помощью высококлассных мастеров. Сейчас в планах работа над новыми крупными жанровыми композициями на историческую тему. Возможно, мы погрузимся в более глубокие слои мировой истории. Очень привлекает также и возможность поработать в стиле фэнтэзи, еще хочется обратиться к теме Востока, как Ближнего, так и Дальнего…

Что же касается выставок… Последнее время выставки проходят как-то мимо меня, но в былые годы я старался использовать каждую возможность продемонстрировать свои работы широкой аудитории. Так, например, в 2004 году была моя персональная выставка «Точка отсчета» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Поэтому мне, конечно, интересно было бы поучаствовать в петербургских выставках, так как это дает возможность общения с другими художниками, да и творчески подстегивает…


Январь 2010г.


 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Подарки и награды за строительство Ливадийского дворца. 1911 год
Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений