Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2007

Александр Веселовский

ВРЕМЯ – ДЕНЬГИ!

Тема сегодняшнего номера – часы всех мастей и видов. В своей краткой статье я постараюсь не заниматься анализом художественных достоинств той или иной работы, пусть качество художественного исполнения будет на совести авторов данных произведений. Являются ли эти работы произведениями искусства - вопрос очень даже непростой. Как говорил мой коллега Антон Ананьев: частное мнение - понятие субъективное. Да и смотреть на изделие с двух диаметрально противоположных сторон (худ.критик и механик) - задача практически невыполнимая. Кто-то да пострадает. Наш удел - механика и все, что за этим словом прячется. двух диаметрально противоположных сторон (худ.критик и механик) - задача практически невыполнимая. Кто-то да пострадает. Наш удел - механика и все, что за этим словом прячется.

Для начала небольшая историческая справка. Правда, все знают, что такое часы и с чем их едят, но чтобы лучше и глубже понять тему, небольшой экскурс в историческое прошлое необходим.

Время отсчитывают часы. Первые часы появились за несколько сот лет до нашей эры в странах Востока, Египта, Риме, Греции, Вавилоне, Китае. Причем практически независимо друг от друга. Это были солнечные, водяные, песочные или огневые часы.

Первыми были солнечные часы, которые назывались гномоны. Устройство солнечных часов основано на постоянном, равномерном вращении Земли вокруг своей оси (Галилей не даст соврать). Солнечные часы строили вплоть до 16 века, но пользоваться ими было не всегда удобно: ночью и в пасмурную погоду они бездействовали, их нельзя было брать с собой в путешествия или на поля сражений. Внешний вид данного механизма известен даже самому молодому бойскауту, поэтому и пишу о них кратко.

С. Шиманский

Часы "Музыка природы" 1996г.

Водяные часы, получившие название клепсидры, представляли собой специальный сосуд с отверстием в дне. Сосуд имел форму конуса, в нижней части его находилась трубка, через которую вытекала вода в специальный приемник. На стенках приемника были нанесены деления, соответствующие часам. Точность отсчета была невысокой, так как вода вытекала неравномерно: чем выше был уровень воды в сосуде, тем быстрее она вытекала. Тем не менее водяные часы получили широкое распространение. Наибольшей известностью пользовались часы Ктезибия Александрийского. Ему удалось создать часы такой точности, что ими можно было пользоваться для астрономических наблюдений. Однако и этот вид имел существенные недостатки: в холодную погоду вода замерзала, кроме того, их нельзя было перевозить.

Более удачным вариантом оказались песочные часы, состоящие из двух сообщающихся сосудов, закрепленных на деревянной подставке. Верхний сосуд с отверстием в дне заполнялся мелкофракционным песком, который высыпался в нижний сосуд в течение определенного времени. После того, как из верхнего сосуда весь песок пересыпался в нижний, часы нужно было переворачивать. Для удобства отсчета времени иногда пользовались системой сосудов: час, три четверти часа, полчаса, четверть часа. Песочные часы дожили до нашего времени и пользуются популярностью, например, в медицине или лабораториях.

В. Путрин

Песочные часы "Гамбит" 2005г.

В древние времена пользовались также огневыми часами. Спираль из горючего материала укрепляли на стержне над тарелкой. На определенном расстоянии один от другого в спирали были заделаны металлические шарики, которые по мере сгорания спирали падали, отбивая время. 

С развитием науки и техники появилась потребность в более точном измерении времени. На смену солнечным, песочным и другим часам пришли механические. Первые устойчивые упоминания о механических часах относятся к 6 веку нашей эры. В качестве источника энергии в них использовалась гиря. С помощью специального устройства достигалось относительно равномерное вращение колесной системы, связанной со стрелками, показывающими время. Но опять настали времена, когда потребовалась более высокая точность. И придумали принципиально новое решение - для отсчета времени использовать маятник. Опускающаяся гиря передавала энергию маятнику, поддерживая его колебания. Данный механизм придумал и рассчитал в 1657 году нидерландский ученый Х.Гюйгенс.

С. Шиманский

Часы "Корабль пустыни" 2004г.

Развивающееся мореплавание нуждалось в точных переносных часах. Создание их стало возможным лишь тогда, когда ученые мужи Гюйгенс и Гук изобрели колебательную систему «баланс-спираль». Если систему «баланс-спираль» вывести из состояния покоя, то в силу упругости спирали система будет совершать равномерные механические. Первые устойчивые упоминания о механических часах относятся к 6 веку нашей эры. В качестве источника энергии в них использовалась гиря. С помощью специального устройства достигалось относительно равномерное вращение колесной системы, связанной со стрелками, показывающими время. Но опять настали времена, когда потребовалась более высокая точность. И придумали принципиально новое решение - для отсчета времени использовать маятник. Опускающаяся гиря передавала энергию маятнику, поддерживая его колебания. Данный механизм придумал и рассчитал в 1657 году нидерландский ученый Х.Гюйгенс.
Развивающееся мореплавание нуждалось в точных переносных часах. Создание их стало возможным лишь тогда, когда ученые мужи Гюйгенс и Гук изобрели колебательную систему «баланс-спираль». Если систему «баланс-спираль» вывести из состояния покоя, то в силу упругости спирали система будет совершать равномерные колебания подобно тем, которые совершает маятник под действием силы тяжести.

С. Шиманский

Часы "Маленький принц" 2001г.

Появление системы «баланс-спираль» позволило не только повысить точность, но и серьезно уменьшить габариты часов. В 17 веке появились карманные часы, а в конце 19 века – наручные.

Самыми точными механическими часами являются астрономические часы. Механизм Шорта давал погрешность 0,002 – 0,003 с, а маятниковые астрономические часы Ф.М. Федченко (АЧФ-3) – 0,0002 с.

Казалось бы, что точность отсчета времени, получаемая астрономическими маятниковыми часами, удовлетворяет довольно высоким требованиям. Но ученым, изучающим ядерные процессы, потребовались еще более точные и надежные часы. Тогда были созданы часы, определяющие точное время с погрешностью до десятитысячных долей секунды. Сначала появились электронно-механические часы(1927г.), действующие на основе пьезоэлектрического эффекта. Все прекрасно их знают - это так называемые кварцевые часы.
Еще более точными являются, созданные в 1957году молекулярные или атомные генераторы частоты, в которых ход часов определяется частотой собственных колебаний молекул или атомов каких-либо веществ (например, аммиака или цезия). Атомные часы обеспечивают точность хода с погрешностью меньше, чем одна секунда в течение тысячи лет. Это чем-то напоминает гонку вооружений. На этом моменте предлагаю закончить историческую справку, ведь все, что следует далее, уже является нашим настоящим, а не прошлым.

В. Путрин

Часы "Цивилизация" 2005г.

Теперь я хотел бы перейти к классификации часов. По принципу действия, устройству, размерам, эксплутационным характеристикам они очень разнообразны. В зависимости от назначения к ним предъявляют и различные требования. Часы по назначению можно разделить на следующие группы:  

  • Бытовые – наручные, карманные, настольные, настенные и напольные
  • Технические – авиационные, автомобильные, морские
  • Часы для отсчета малых промежутков времени – секундомеры, хроноскопы
  • Хранители точного времени – морские хронометры, астрономические, атомные
  • Электрические системы единого времени – первичные и вторичные.

Нас, конечно же, интересует первая группа, но с возможными отклонениями в другие за счет использования специальных функций. Если вспомнить мою диаграмму, можно перетасовать бытовую группу и выстроить в нужном для нас виде:

Наручные – существует огромная высокоразвитая отрасль, которая занимается данным видом часов. Одна из главных задач ее – миниатюризация габаритных размеров при увеличении различных технических функций. Мне кажется, что это для художников по камню не очень подходит. Поэтому на время исключим данный вид часов из круга наших интересов. Хотя сделать, к примеру, корпус часов из камня с элементами резьбы - очень заманчивая мысль. 
Карманные – тоже не обделены вниманием, да и к тому же уже явная архаика. Но здесь есть явный повод для размышлений, например - карманные солнечные часы. Это архаика в квадрате, мне кажется, что получится гремучая смесь.

Настольные – вот подходящий для камнерезов размер. Есть где разгуляться фантазии. А возможность насытить механику различными дополнительными функциями, благо механизм уже более крупных размеров. Я бы еще выделил в отдельную группу каминный вариант, потому как каминные часы могут быть значительно большими по габаритам, чем настольные. Соответственно можно разворачивать даже жанровые композиции. В данной графе приведу некоторые интересные дополнительные функции:

  • указатель фазы луны – для людей, живущих в согласии с природой;
  • также можно очень красиво оформить внешний вид;
  • календарь, в частности – вечный или мусульманский;
  • указатель запаса хода – показывает, когда требуется подзавод;
  • указатель времени для разных часовых поясов, очень важен для людей, имеющих друзей или партнеров в разных временных зонах;
  • турбийон – устройство, предназначенное для погашения влияния земной гравитации на систему “баланс – спираль”;
  • сигнальное устройство - будильник, часовой или получасовой репетир; польза этих функций очевидна;
  • движение солнца по эклиптике, движение звездного неба, указатель движения зодиакального круга и др; я хотел бы выделить часы с такими функциями в отдельную группу – астрономические часы ( да простят меня профессионалы от часового дела и энциклопедисты);
  • настенные – вариант конечно интересный, но, к сожалению, великоваты размеры;
    напольные - то же; хотя у господина Задоры я видел интересное решение: напольные часы “Four Seasons” 1997г;
  • песочные и солнечные хотелось бы добавить в классификацию как разные виды; ортодоксальное часовое дело не признает эти виды часов, так как они архаичны, но для нас они представляют явный интерес, и обойти их вниманием - преступление.

Вот, пожалуй, и все, что касается часового искусства в целом. Теперь можно перейти непосредственно к камнерезным изделиям с часами. Наша статистика показывает, что камнерезных изделий с часами изготавливается очень мало. Что обусловлено большой трудоемкостью данных изделий, необходимостью привлечения часовщиков и ювелиров – корпусников, отсутствием хороших механизмов. В изделиях с часовыми механизмами важны не только художественная и смысловая составляющая, но и чисто технические аспекты. Еще один момент – оставим без внимания часы с кварцевыми механизмами. В них так мало вложено человеческого труда, ручной работы. Кажется, что они “холодны и беспристрастны”, да и стереотипы давят.

А. Веселовский

Фрагмент часов "Петроград" 2007г.

Давайте сначала “переварим” техническую составляющую. Механика должна работать без сбоев длительный срок, думаю, что с этим пунктом вопросов не будет. Чем дольше работает устройство, тем больше приятных минут оно нам дарит. Часы, отходившие 100 лет, безусловно, предмет гордости и вожделения. Но техосмотр раз в 5 – 10 лет все равно необходим (смазка, регулировка суточного хода). Далее, показывать наименьшую погрешность суточного хода. Камнерезные изделия с часами достаточно дорогое удовольствие, следовательно, и часовой механизм должен соответствовать высокому классу точности. Регламентированный 1-й класс точности часового механизма находится в пределах -20/+40 сек/сутки, следовательно, высококлассные часы в камнерезном изделии должны давать погрешность не более -20/+40, а идеальный вариант -10/+20 сек/сутки. Все, что находится ниже этих показателей, является «демократической» продукцией (эконом-класс). Необходим длительный запас хода часов. Скажу я Вам, очень неудобно заводить механизм каждый день. Правда есть индивиды, получающие от этого процесса истинное удовольствие. Мне кажется, минимальный запас хода должен быть восемь дней. Часы отработали рабочую неделю, потом выходные и только в понедельник заводим их снова. Бывают механизмы с двухнедельным заводом и более. Непосредственно сам часовой механизм должен легко извлекаться из работы посторонним часовым мастером для текущего обслуживания или ремонта. Очень важный момент. Насколько легко можно добраться до часового механизма, настолько меньше проблем возникает у хозяина предмета. Во-первых, не надо везти часы именно тому, кто их изготовил. Зачастую, предмет может «путешествовать» не одну тысячу километров или лет. А вдруг предмет приобретен через посредника, тогда и вовсе можно не найти концов. Во-вторых, чем легче часовщик извлечет механизм из камнерезного предмета, тем меньше вероятность того, что он испортит внешний декор или сам предмет (не забывайте: камень - хрупкое создание). Мастерской или автором должна предоставляться гарантия на сервисное обслуживание механизма. Можно, например, вкладывать в сопроводительные документы адреса и телефоны часовых мастерских, в которых вы уверены, а мастерским предоставлять необходимую техническую документацию. Еще одно решение - вкладывайте грамотную инструкцию по демонтажу и эксплуатации. Данным аспектом, к сожалению, не озаботился ни один современный мастер, ни одна мастерская. Внешняя отделка непосредственно механизма - личное дело мастера, но мне кажется, что опрятный и аккуратный механизм может многое рассказать о мастере. И не стоит этим пренебрегать - вас будут судить другие мастера и профи. Назрел еще один вопрос: использовать антикварные (старинные и отреставрированные) механизмы или новодел? Вразумительного ответа не дам. И тот, и другой вариант имеют свои плюсы и минусы, а статистика молчит. Работ-то очень мало.

А. Ананьев

Часы "Флибустьер" 2006г.

Пожалуй, начать разговор о камнерезных изделиях можно с песочных часов. На моей памяти было сделано две достойные работы - “Гамбит” Владимира Путрина (2005г.) и “Восток” Сергея Шиманского (2006г.) Данные произведения очень разные по смысловой нагрузке, но по принципу работы часов схожи. И тут, и там используются песочные часы. Правда, у Путрина песок кварцевый рыжеватого оттенка, а у Шиманского – стеклянный гранулянт синего цвета. Самое замечательное в этих двух работах - это возможность наблюдать, как пересыпается песок из одного сосуда в другой. Сие созерцание оказывает умиротворяющее действие на нервную систему и, можно сказать, гипнотизирует. В этих работах никаких технических нововведений нет, и упор сделан на композиционно-смысловую составляющую. Да, кстати, песочные часы наглядно олицетворяют собой бег времени, его неумолимое движение - это своего рода стереотип.

Небольшого размера солнечные часы я как-то раз видел в ювелирном исполнении. К сожалению, не запомнил ни имени автора, ни изготовителя. Камнерезных работ этого направления я не знаю вообще. А жаль, ведь могли бы быть интересные или интригующие работы.

С механическими часами дело обстоит несколько лучше. Но все равно разговор не выходит за рамки трех мастерских: Школа Камнерезного Искусства, ООО “Эболи” и “Каменный Гость”. Начнем по порядку. В ШКИ за всю историю существования мастерской было сделано порядка 10 композиций с часами. Сергей Шиманский всегда славился своей художественной изощренностью, а при более подробном знакомстве с его работами понимаешь, что и техническая часть на высоте. Сергеем были придуманы и выполнены такие известные работы, как “Маленький принц” (2001г.), “Музыка природы” (1997г.), “Корабль пустыни” (2004г.) и “Хронос” (совместно с Сабиром Сидалиевым в 1998г.). Эти произведения широко известны публике, но также есть работы, которые  менее известны, но не менее красивы и сложны: “Попирающий время”, “Час тельца”, письменный прибор в стиле модерн. Обратите внимание на потрясающую работу “Музыка природы” - тут вам и многоуровневая композиция, и миниатюрный точный механизм. А каким легким и почти невесомым кажется данное произведение. В этом весь Шиманский. Как видно из вышеперечисленных работ, автор предпочитает сферообразные корпуса, по поверхности которых выполняет различное декорирование из благородных металлов. Например, в “Маленьком принце” это имитация лунной поверхности. Или паутина с пауком в композиции “Музыка природы”. Внутрь часов можно проникнуть через мощные линзы. С одной стороны это даже интригует, а с другой - по краям линзы появляется весьма заметная аберрация (хроматические искажения), что весьма портит визуальное наблюдение циферблата и начинки часов. Конечно, нам понятно, что все сделано в угоду красоте и эстетике, но давайте не будем забывать про эргономику. ШКИ на сегодняшний день единственная мастерская, которая оснащает свои работы механизмами-скелетонами. Скелетоны – часовые механизмы с пропиленными и гравированными мостами* и платинами**, сквозь которые становятся видимыми все шестеренки и колесики. Механизм приобретает некую воздушность и прозрачность. А наблюдать, как все детали приходят в движение - истинное удовольствие. Благодаря сотрудничеству с известным часовым мастером Андреем Воронцовым и появились эти маленькие шедевры. Андрей Воронцов предпочитает старинные механизмы, которые реставрирует и «облагораживает» самостоятельно, но не “брезгует” и современными - швейцарскими ЕТА. “Его рук дело” - скелетон с гравированным вороном и мельницей в часах письменного прибора. Или деревенский пейзаж в часах “Попирающий время”. Скелетизированные механизмы сложны и трудоемки визготовлении, и поэтому определяют статус и уровень мастера. У ШКИ сами часы, как правило, съемные и легко отделяются от основной композиции. Их удобно брать в руки для просмотра содержимого часов или выяснения главного вопроса - который час? Также это помогает при вынужденном ремонте или профилактике. Не надо нести всю работу - легко отделил непосредственно часы и … 
В ООО “Эболи” было изготовлено всего две композиции с механическими часами - часы “Цивилизация” (2005г.) и панно “Сад времени” (2006г.). Это очень незначительное количество работ для мастерской, которая имеет многолетнюю историю и недюжинный коллектив. Инициатором и исполнителем данных работ выступает известный нам Владимир Путрин. В этих изделиях были использованы механизмы швейцарской фирмы “Pontifa”, отличающиеся своей простотой и неприхотливостью. Запас хода достаточно внушительный - 8 суток. Говорить о пристрастиях автора работ относительно формы корпуса часов рановато, так как изготовлено всего два варианта. Первый – сферообразный в композиции “Цивилизация”, выполненный из яшмы и декорированный золотом и серебром. Второй – цилиндровый в панно “Сад времени”, изготовленный из обсидиана. Второй вариант имеет интересное решение циферблата – это мозаика с накладными элементами. Оба вида часов удобно вынимать из композиций и держать в руке. Есть небольшой минус в часах №1 – достаточно сложно прочитать время из-за вынесенной за пределы корпуса стрелки и объемистой защитной линзы. Хотелось бы пожелать мастерской больше движения в направлении создания композиций с часами.

А. Ананьев

Часы "Лабиринт" 2006г.

Мастерская “Каменный гость” изготовила 7 работ с часами. Самыми известными являются, конечно же “Авиаторы”. Последний вариант “Авиатора” был доведен практически до совершенства. На нем впервые за историю мастерской был “опробован” циферблат с гильошированной эмалью. “Авиатор – 3” - плод совместных усилий “КГ” и фирмы “Меркус”. Автором данных работ является Антон Ананьев, им также придуманы и изготовлены такие композиции, как “Флибустьер” (2006 г.) и “Лабиринт” (2006г.). Антон предпочитает цилиндровые варианты корпусов и швейцарские механизмы фирмы “Pontifa”. Эти механизмы я описывал выше. Часы изготовлены несъемными, так как они являются частью композиции, но непосредственно сам механизм легко извлекается из корпуса. В работах “Флибустьер” и “Авиатор – 3” использованы эмалевые циферблаты с гильошировкой по серебру, а также применены две интересные техники - вплавление цифр в эмалевую основу и наложение декора со штифтовкой сквозь эмалевое поле. Ваш покорный слуга тоже пробовал себя на этом поприще. Результатом стали композиция “Весна” (2005г.) и часы “Петроград” (2007г.). Часы “Петроград” имеют необычный горизонтальный ход часовой стрелки, соответственно и время можно узнать по таким часам практически с любой точки наблюдения. Угол обзора циферблата и беспрепятственного определения времени почти 360 градусов. Миниатюрный механизм (диаметром всего 35мм при запасе хода 8 суток) был изготовлен по заказу в мастерской Константина Чайкина. Часы легко снимаются с подставки и имеют фиксатор, предотвращающий случайное падение. 

Необходимо еще упомянуть такое произведение, как “Часовщик” Михаила Комарова (2001г.). В данном случае работа интересна тем, что помимо часов калибра явно наручных, присутствует некий механизм. При повороте головы фигурки открывается потайная дверца, за которой можно лицезреть циферблат часов и механизм. При возвратном движении створка становится жилеткой вышеупомянутого
часовщика.

А. Ананьев

Часы "Авиатор" 2006г.

Пришла пора делать выводы из нашего разговора. Часовое дело во всем мире развивается с огромной скоростью. Многие фирмы обновляют свой «гардероб» ежегодно. Мир разделился на два лагеря: механика и электроника. Бесспорно, кварцевые часы точнее в несколько раз, менее прихотливы. Но механика - это нечто такое рукотворное, завораживающее, интригующее и порой являющее высочайший полет инженерной мысли. Чью сторону принять - личное дело каждого. Хотелось, что бы и камнерезное искусство в этом направлении сдвинулось с мертвой точки. Ещё раз повторюсь, что добротных работ с часовой механикой изготовлено за прошедшие годы мизерное количество. Этому явлению в камнерезном мире можно найти множество причин и объяснений, но главными стоит выделить, пожалуй, следующее.

Отсутствие хороших специалистов от часового искусства. Данный пробел возместить с ходу невозможно, для этого нужны годы. Сейчас у руля стоят талантливые самоучки, но их рук и мощностей явно не хватает, чтобы разрабатывать и изготовлять сложные и функционально насыщенные часовые механизмы. Необходима школа, необходимо наличие динамично мыслящих молодых часовых мастеров.

Конъюнктура. Как говорил один классик: “Спрос рождает предложение”. В нашем случае ситуация несколько парадоксальная. Есть спрос, но нет предложения. Многие мастера и мастерские не берутся за изготовление композиций с часами в силу их большой трудоемкости и труднодоступности хорошего механизма. Бывает порой намного дешевле изготовить пару фигур животных, нежели возиться с часами. А на выходе будем иметь практически равнозначную сумму. Хотелось бы больше попыток изготовления композиций с часами - от простых до более сложных, элитарных. Может быть, стоит выделить для себя несколько ценовых групп и разрабатывать их параллельно.

А побороть данную порочную систему может только время и желание. Желание творить, изобретать и конструировать. Творить не только как художник, но и как механик. Мне кажется, перелом произойдет тогда, когда слова ЧАСОВОЙ МАСТЕР будут звучать с гордостью и пиететом.

Анонс на следующий выпуск. Пока не ушел век нервных курильщиков табака (сигарет) и невозмутимых любителей сигар, расскажем об аксессуарах курильщика.




 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений