Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2007

Сергей Шиманский

НЕСКОЛЬКО ГРАНЕЙ ОДНОГО ТАЛАНТА

Да простят меня историки искусства за произвольное воспроизведение цитаты из высказываний Леонардо да Винчи (запамятовал, знаете ли, дословно). В одном из писем, перечисляя свои таланты и возможности, он указывал: "… могу строить и проектировать, рисовать, музицировать, быть устроителем праздников, а также живописать". Потрясает многознаковость таланта. Ведь не только такие "корифеи", как Леонардо и Микеланджело, Бернини и Рафаэль, но и художники "помельче" могли похвастать творчеством в различных отраслях искусства. Эпоха Возрождения создала потрясающий феномен, который принято называть "ренессансной личностью". В основе "творческой деятельности такого типа лежит категория "варьета" (разнообразие)" (© Сергей Даниэль. "Гений наблюдения"). Пластика и архитектура, живопись и графика, музыка и поэзия. Виды искусства, различные жанры его не являлись оковами, а напротив, давали возможность художникам расширить рамки своего таланта. Эта "универсальность", "многопрофильность" позволяет нам сегодня иметь представления о "человеке Эпохи Возрождения". К сожалению, последующее развитие истории способствовало лишь увяданию этого явления.

Е. Морозов, Г. Пылин

"Улитка на листе" 1995г.

И на данном этапе развития искусства мы все же имеем узкопрофильных мастеров, работающих в том или ином жанре, виде, материале; художников, не стремящихся "объять необъятное", расширить свой талант до новых областей. Универсалов можно пересчитать по пальцам. Мастеров мелкой пластики, которые на "ты" в работе и с камнем, и с металлом, - единицы.

Речь пойдет об одном из них – Евгении Морозове, художнике сложном, но, безусловно, обладающем ярким, многогранным талантом. К чему это длинное вступление о "человеке Эпохи Возрождения"? Да именно такой удивительной, "реликтовой" личностью воспринимаю я Евгения. Камень и металл, эмаль и дерево – материалы, подвластные ему. Мастер не боится работать в таких технически сложных сферах декоративно-прикладного искусства, как мелкая пластика, ювелирное мастерство, изготовление холодного оружия.

Е. Морозов

"Мескалито" 1993г.

Его работы в жанре камнерезного искусства хотя и не столь многочисленны, как у его коллег, но занимают отдельную страницу в истории камнерезного искусства Санкт-Петербурга своей философской лаконичностью, тонким чувством пластики и композиции. Увлекшись искусством Востока, Евгений перенял и воплотил в своем творчестве особенности его мировосприятия, его специфическую лаконичность форм и гармонию.

Взять, к примеру, работу Евгения "Гриб". Казалось бы, о какой эстетической концепции может идти речь, глядя на гриб - рукоятку трости? С одной стороны, это просто гриб, растущий в лесу, знакомый нам с детства. С другой стороны, в работе мы видим выверенность, "неслучайность" каждой линии, какую-то особую точеность форм. Предельная эргономичность и эстетичность. Верхняя часть гриба как облако - упругая, наполненная и очень удобно ложащаяся в ладонь руки форма. Форма, созданная природой, которую постигает и которой любуется художник. От наслаждения - к размышлению над явлением по имени жизнь. В капле воды увидеть судьбу океана – это так характерно для восточной философии.

Е. Морозов

Бонбоньерка "Морское дно"

1993г.

Если же рассматривать эту работу с технической стороны, то уровень обработки твердого камня – это высший пилотаж. Мастерство, которое не является самоцелью, а помогает автору в раскрытии замыслов.

Евгений – экспериментатор, который находится в постоянном поиске. Очень интересны сделанные им находки в области создания декоративных украшений, предназначенных для повседневного пользования. Его кольца из минералов уникальны. Они самобытны по пластике, использованию материала, художественному решению. Намеренно отказавшись от металла, раскрывая природу и характер полудрагоценных камней, Морозов создал потрясающие пластические художественные образы в жанре ювелирной бижутерии.
Не менее интересны работы Евгения, как ювелира. Высочайшее техническое мастерство в работе с металлами и драгоценными камнями, сложность конструкций и оригинальность художественного решения выгодно отличают его изделия от прочих. Для выражения своих замыслов художник использует различные приемы и техники. Горячие эмали, одна из сложнейших ювелирных техник, также покорились Евгению. Не просто использовать эмаль в работе, а самому сварить ее, создав нужный цвет и прозрачность, – задача не из легких. Ярким примером этой грани таланта Морозова служит их совместная с Геннадием Пылиным работа – букет "Орхидея".

Е. Морозов, Г. Пылин

"Орхидея" 1993г.

Мастерское владение различными ювелирными техниками помогает Евгению еще в одной сложной и интересной сфере художественной деятельности - изготовлении холодного оружия. Его катаны (японские мечи) – скорее произведения искусства, нежели орудия войны (хотя они полностью функциональны). Со всеми этапами создания оружия - начиная от эскизов, которые уже сами по себе достойны демонстрации, как виртуозные акварельные листы, и заканчивая производством ножен, заточкой лезвий, декорированием рукояток - мастер справляется самостоятельно, не прибегая к чьей - либо технической помощи и поддержке, демонстрируя при этом всю многогранность своего таланта, его универсальность.

К сожалению, Морозов как резчик по камню в последние годы совершенно затерялся в тени своих ипостасей оружейника и ювелира. Новых работ в этой области у Евгения не было уже в течение пяти или шести лет. Но за этой внешней бездеятельностью наверняка зреет что-нибудь исключительное в своей особой, "морозовской" самобытности. И я надеюсь, что ждать осталось недолго.

 

Сентябрь 2007 г.

Александр Левенталь
ОБ "ИХТИОЛОГИИ ЭПОХИ ХОКУСАЯ" ЕВГЕНИЯ МОРОЗОВА

Летом 1990 года мы готовились к выставке в Юсуповском дворце, уже второй по счету (первая состоялась осенью 1989 г.). Евгений пригласил меня в маленькую мастерскую, находившуюся на улице Красной, где и показал эскиз рыбы из обожженной глины, а также камень, из которого собирался ее резать. Камень мне понравился – редкий по тем временам дымчатый кварц, чистый, без включений и трещин. Сам же эскиз на меня впечатления не произвел. И даже взглянув на гравюру Хокусая, замысла Евгения я тогда не оценил. Спустя месяц Морозов несказанно удивил меня, когда в той же мастерской положил на стол почти готового сома (рыба является не сомом, а карпом. – Прим. ред.), который резко отличался от наших представлений о резьбе по камню. В работе не было большого количества тонких деталей, а их мы почитали верхом совершенства, напротив - сом был лаконичен и прост. В этой строгой простоте он был настолько гармоничен, что его постоянно хотелось держать в руках. Ну и конечно нужно упомянуть о знаменитом усе сома. Вырезать такое тогда из моноблока кварца и сейчас непростая задача, тогда же это казалось почти невозможным. Евгений, карандашиком стуча по усу, спрашивал вздрагивающего от ужаса свидетеля, достаточно ли мелодичен звук камня или нет.

Позже, в метро, Евгений поделился со мной желанием сделать под рыбу подставку в виде волны и инкрустировать ее ирризирующими пластинами из лабродорита. Он видел ее сияюще синей. Я стал отговаривать его, мотивируя тем, что это трудоемко, будут видны швы, да и камень изрядно трещиноват.

На выставку Морозов принес роскошную коробку, инкрустированную перламутровыми ирисами с латунными стеблями. Вынул из нее сома, лежащего на волне из горного хрусталя. По взглядам своих коллег я понял – эта вещь поразила своим совершенством не только меня.

Это произведение впоследствии пропало или погибло при невыясненных до конца обстоятельствах. Не осталось ничего, даже хороших фотографий. Быть может оно было и не так совершенно, как мне тогда казалось, и память приукрасила отдельные детали. Но для меня "Ихтиология эпохи Хокусая" всегда будет лучшей работой того времени.


Сентябрь 2007 г


 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Подарки и награды за строительство Ливадийского дворца. 1911 год
Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений