Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2007

"ДОЛЖНИК" КАРЛА ФАБЕРЖЕ

Валентину Васильевичу Скурлову, одному из крупнейших в мире специалистов по "эпохе Фаберже", историку ювелирного искусства и просто замечательному человеку, в ближайшее время исполнится шестьдесят лет. В преддверии этого юбилея мы встретились с ним и задали ряд вопросов, в большей или меньшей степени касающихся любимой темы Валентина Васильевича.

Корр.: Почти 20 лет Вы изучаете и систематизируете наследие Карла Фаберже. Много ли “белых пятен” осталось в этой области на сегодняшний день?

В.Скурлов: Более 20 лет я изучаю Фаберже. За это время много информации о Фаберже вошло в оборот, но лакун ещё очень много. Не хватает первичных документов. В марте 1919 года Петрокоммуна констатировала, что “хозяева фирмы бежали, спрятав документы и инструменты”. Товарные книги, я полагаю, хранятся в архивах ЧК - НКВД - КГБ. Никто ещё по - настоящему не искал. Есть счета фирмы в разных архивах, в том числе Англии, Германии и Таиланда. Не изучен Фаберже на Востоке: в Китае, Японии, Иране, Турции. В бывших соцстранах - Болгарии, Румынии и Югославии – никто по идеологическим причинам не занимался наследством “русского придворного ювелира”. Не составлен список клиентов фирмы. Фаберже распространён по всему миру, особенно там, где есть русская диаспора. Пушкин жил 37 лет, его творчеством занимаются Пушкинский дом и множество пушкинских музеев. Такого же внимания заслуживает Фаберже – “ювелирный Пушкин”. Фаберже прожил 74 года, его фирма в 1882-1917 годах. создала более 220 тысяч предметов. Мы знаем только о 30-40 тысячах. Корр.: Вы много общаетесь со своими зарубежными коллегами - исследователями Фаберже. Проявляют ли они интерес к тем, кто продолжает традиции Фаберже в России сегодня?

В.С.: Зарубежных исследователей Фаберже на самом деле
немного. Практически нет независимых исследователей. Того, кто занимается антиквариатом, не очень интересуют современные мастера. Это совсем другая сфера бизнеса. Попасть на рынок современного искусства трудно, все ниши заняты. Перестроечный интерес к России пропал. Рынок надо брать силой. Нас никто не знает. Возможно, антикваров интересуют реставраторы или первоклассные поддельщики, которых следует опасаться. Мое впечатление, что современные камнерезные фигурки начинают пользоваться безусловным спросом прежде всего в русской диаспоре.

Корр.: А насколько это интересно Вам?

В.С.: Лично мне это очень интересно. Но это потому, что всё-таки я специалист по изучению вопроса и много лет этим занимался. Надо, чтобы было интересно публике и клиентам.

Корр.: В преддверии Вашего 60-летия как Вы оцениваете свой вклад в исследование эпохи Фаберже?

В.С.: Пусть это нескромно, но оцениваю положительно. Но я в колоссальном долгу перед Фаберже, потому что владею материалом и не публикую его, разбрасываюсь на другие темы. По Фаберже мною написано 6 книг, десятки статей. Главной удачей считаю находку рукописи Франца Бирбаума в 1989 году и опубликование фамилий мастеров фирмы Фаберже. Дальнейшее было делом рутинным. По этим фамилиям шёл сбор информации. Десять лет назад вышёл сборник “Фаберже и петербургские ювелиры”, 704 страницы, более 500 иллюстраций. Очень полезная книга, сейчас – раритет. Ваш вопрос о “вкладе” корреспондирует с первым вопросом, где говорится о “белых пятнах” в истории Фаберже. Я не могу сказать, что закрыл какие-то вопросы. Наука закрывает один вопрос и выдвигает десять новых. Так сказал французский философ Буффон.

Корр.: Пресловутый миф о лидирующем положении петербургской камнерезной школы в России, а по некоторым утверждениям – и в мире, - иллюзия или реальность?

В.С.: В Вашем вопросе заложен некоторый скепсис по отношению к петербургской камнерезной школе. Я его не разделяю. По группе камнерезных цветов, анималистике и, тем более, по группе «человеческих фигурок» российская камнерезная школа – лидирующая в мире. Значит, это не миф, а реальность. На втором месте идут германские мастера, они хороши в анималистике. По цветам, возможно,  будут конкурировать китайцы (в том числе Гонконг) и Сингапур. Картье сейчас камнерезных вещей делает мало. Наверное, потому, что во времена Фаберже покупал их в России. Анималистика у Японии и Китая совершенно оригинальная. Что будет, если фигурки серии “Русские типы” начнут делать китайцы, предсказать не берусь. Народ талантливый. Они займутся ими, если увидят нишу на рынке.

Корр.: Как Вы воспринимаете усиливающуюся тенденцию отхода от традиций Фаберже в работах современных мастеров-камнерезов?

В.С.: Никакого отхода от традиций Фаберже нет. Есть развитие этих традиций. Главная традиция Фаберже – это открытие новых направлений в эстетике, технологии, ассортименте. Другое дело, что художники создают произведения, отличающиеся по стилистике от изделий Фаберже. Это объяснимо и естественно. Сам Фаберже за короткую историю “человеческих фигурок” открыл нам не одно новое направление. Если бы не Первая Мировая война, “о, сколько нам открытий чудных” подарили бы Кремлёв, безвременно погибший Дербышев или их однокашник по Екатеринбургу Куликов.

Корр.: Возможно ли достижение кем-либо из современных мастеров в будущем статуса, сопоставимого с таковым у Фаберже?

 

 

 

В.С.: Среди сегодняшних ювелиров-художников я не вижу подобного Фаберже владельца предприятия. Своего статуса Фаберже достиг уже при жизни. Однако и во времена Фаберже существовала когорта замечательных ювелиров-владельцев небольших предприятий. У Денисова-Уральского, Авенира Сумина, Карла Бланка работало не более 20 человек. “Исторические” персоны уже существуют среди нас, а такие как Коноваленко, Монастырский и Клочков уже мифологизированы, в том числе с помощью фильма “Следствие ведут знатоки”. Для меня великими, без преувеличения, являются художники, скульпторы, камнерезы, такие как Борис Фрёдман-Клюзель, Георгий Малышев, Август Тимус, Георгий Савицкий, легендарные Пётр Дербышев и Пётр Кремлёв. Без них не было бы Фаберже. Молодым художникам мой совет: не гонитесь за славой, она сама найдёт вас. Фаберже стал золотых дел мастером только в 36 лет. В том же возрасте получил первую награду. Апогей славы пришёлся на Парижскую выставку – Карлу Фаберже было 54 года. То же у Денисова-Уральского. Выставка “Воюющие державы” в 1916 году, художнику уже 53 года. Василий Коноваленко только в 44 получил прославившую его выставку. Фигурки Фаберже при жизни мастеров никогда не публиковались. Первая фигурка “Балалаечник” в единственном числе экспонировалась на выставке в Лондоне “Русское искусство” в 1935 году. Первая публикация Бейндриджа о фигурках относится к 1938 году, 11 фигурок “Русские типы” демонстрировались только в 1949 году в том же Лондоне. Отсюда вывод – не бойтесь информировать о себе.

Корр.: Какие новые Ваши книги мы увидим в ближайшее время?

В.С.: До конца года должна выйти коллективная монография “Фаберже и его продолжатели. Камнерезные фигурки «Русские типы»”. Объём 500 стр., 1200 иллюстраций. В начале следующего года также в издательстве “Лики России” выходит книга “История антикварной торговли Петербурга-Петрограда-Ленинграда”, автор В.А.Толмацкий, я соавтор. Давно уже работаю над книгой “Фаберже и революция”. Возможно, она выйдет в следующем году. Продолжаю работать над справочником “Подарки из Кабинета Его Величества. 1865-1917 гг.”. Справочник будет состоять из нескольких томов. Карл Фаберже исполнил для Кабинета Его Величества более 5000 предметов.

 

Сентябрь 2007 г.



 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений