Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 
Главная Библиотека Библиотека "Сизифа" 2009
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

 

 

"Edouard Marcel Sandoz"

Fondation de L’Hermitage

Lausanne, 1995

Французский скульптор-анималист Эдуард Марсель Сандоз родился в 1881 году. Юность художника пришлась на эпоху расцвета модерна, зрелость – на годы господства арт-деко. Настоящим, однако, сюрпризом для меня стало знакомство с работами Сандоза, выполненными из твердого цветного камня – халцедона, опала, яшмы и т.д. Причем эти работы отнюдь не были для талантливого скульптора какими-то единичными экспериментами – наоборот, изделия из твердого камня составляют существенную долю его творческого наследия.

Чего же сумел добиться в камне образованный француз? Посмотрите на его работы – вы поймете все сами. Он остался скульптором. Скульптором, который работал с твердым цветным камнем и создал из этого материала произведения, которые имеют право на существование.

Я думаю, добиться большего в камне скульптор просто не может. Ему, скульптору, это и не нужно. И поэтому чуда не произойдет. А для того, чтобы в этом убедиться, просто откройте эту книгу. Она, кстати, стоит того, чтобы ее поискать.


Janet Zapata

«The Art of Zadora»

The Vendome Press

New York, 1999

Тот подход к искусству резьбы по камню, который демонстрирует на страницах этого роскошного издания североамериканская компания «Zadora», в Петербурге принято называть «фабержатиной». По-видимому, наши заокеанские коллеги отчасти и сами разделяют эту точку зрения – недаром в качестве подзаголовка обложку украшает емкий слоган «Americas Faberge».

Впрочем, сходство между Фаберже и фирмой, принадлежащей наследственному аристократу Андреасу фон Задора-Герлов, исчерпывается общей концепцией подачи явления. Разница же кроется прежде всего в палитре используемых материалов. Львиная доля работ, представленных в этом каталоге, сделана из таких минералов как турмалин, цитрин, аквамарин, раух-топаз, горный хрусталь и т.д. Фаберже, помнится, предпочитал в основном все-таки иные породы камня…

Технический уровень исполнения очень высок как в резьбе по камню, так и в работе с металлом. Присутствуют также и некоторые оригинальные идеи. Кроме того, сам каталог издан просто великолепно. Остается лишь сожалеть, что фирм, подобных компании «Zadora», в мире ничтожно мало…


 

Светлана Семенова

«Пламя и камень»

Екатеринбург,  «Автограф»,

2007

К сожалению, эта книга, посвященная жизни и творчеству Алексея Козьмича Денисова-Уральского, ближайшего коллеги и конкурента Фаберже, издана мизерным тиражом всего в 300 экземпляров, что автоматически делает ее раритетом, практически недоступным массовому читателю. По жанру это издание является биографическим исследованием, однако искренняя симпатия автора книги к своему герою, изобилие теплых ноток и лирических отступлений в тексте, делают его необыкновенно увлекательным и захватывающим повествованием. Так, например, со страниц этой книги можно почерпнуть подробнейшие сведения не только о деятельности Денисова-Уральского в области камнерезного искусства, но и о его серьезном увлечении Алексея Козьмича живописью, его близких отношениях с писателем Маминым-Сибиряком, и т.д.

Издание отличается сдержанным дизайном и весьма качественной полиграфией. К сожалению, при достаточном большом количестве иллюстративного материала, большинство иллюстраций являются черно-белыми. Впрочем, этот досадный момент, пожалуй, является единственным недостатком этой замечательной книги…


 

Валентин Скурлов

«Ювелиры и камнерезы Урала»

Санкт-Петербург,   «Лики России»,

2001

Книга представляет собой собрание ряда статей и архивных документов, посвященных истории развития ювелирного и камнерезного искусства на Урале. Основным и самым интересным материалом, опубликованным в этом издании, являются мемуары Василия Мостовенко, отставного Тайного Советника, а также горного инженера по образованию, повествующие о Екатеринбургской гранильной фабрике, директором которой автор мемуаров был в период с 1885 по 1911 годы. Мемуары содержат множество любопытной информации и позволяют вдумчивому читателю сделать далеко идущие выводы. Например, из прочитанного совершенно очевидно следует, что менталитет русского мастера-камнереза за последние сто лет практически не изменился…

Кроме воспоминаний Мостовенко, в книге можно найти статьи и очерки академика А.Е.Ферсмана, горного инженера М.П.Мельникова, писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка, а также запись ряда бесед с ювелирами и руководителями ювелирных предприятий наших дней.

Резюмируя, можно заметить, что данное издание представляет ценность прежде всего как сборник исторических документов, способствующий сохранению и осмыслению культурных традиций прошлого…



Валентин Скурлов, Татьяна Фаберже, Виктор Илюхин

«Карл Фаберже и его продолжатели»

Санкт-Петербург,  «Лики России»,

2009

Фундаментальное издание, которое уже сейчас можно назвать самым солидным трудом по истории камнерезного искусства за последние сто лет.

Первая часть книги посвящена «Петербургским типам» Карла Фаберже, легендарной серии работ, ознаменовавшей возникновение в камнерезном искусстве жанра «блокированной миниатюры». Проведен подробный анализ серии в полном ее объеме, обобщена масса материала, выявлены различные исторические параллели и т.д. Однако еще больший интерес представляет вторая часть этого увесистого фолианта. В ней впервые широко освящается деятельность современных мастеров, работающих в технике «блокированной миниатюры». Повествование о героях наших дней ведется в хронологическом порядке и несколько напоминает «Житие двенадцати цезарей» Светония. История развития жанра, таким образом, получает свое логичное и концептуальное завершение…

Издание страдает множеством мелких недостатков, прежде всего – низким качеством полиграфических работ. Однако это нисколько не умаляет исторического значения этой книги, выход которой в свет является событием исключительной важности…


 

Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений