Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
2 Сизиф 2009

Антон Ананьев

ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ

Ирония как эстетическая категория может быть страшным оружием в умелых руках. Она безжалостно сокрушает сильных и придает силы слабым, унижает великих и возвышает ничтожных, обличает пошлость и преумножает добродетель… Быть может, я слегка и хватил через край, но в общем и целом с иронией дело примерно так и обстоит. Поэтому неудивительно, что художники уже довольно давно обратили внимание на иронию как мощнейшее средство воздействия на зрителя. Более того, можно с уверенностью сказать, что для современного искусства ирония является константой, важнейшей и неотделимой его составляющей...

Все дело в том, что за последние тридцать-сорок лет искусство радикально поменяло свой характер. Постмодернизм пополнил арсенал приемов современного художника такими методами создания художественного пространства, как имитация, мимикрия, симуляция, спекулятивное репродуцирование, диссонансная красота, дисгармоническая гармония и т.д. Результатом этого являются своеобразные аллюзии на традиционные художественные ценности, претерпевшие преломление сквозь призму абсурда. Так сказать, сумерки не только богов, но и людей.

Здравомыслящего зрителя, по старинке ожидающего от искусства чего-то высокого и прекрасного, такие достижения ставят в тупик. Единственным универсальным ключом к их восприятию для него служит смех, ирония, юмор в самом широком смысле этого слова. Однако современное искусство и не требует от зрителя экстатического любования собой, не претендует на статус абсолютной художественной ценности. Ему вполне достаточно ироничной улыбки…

Значительная часть произведений современного искусства в большей или меньшей степени представляют собой некую издевательскую антитезу по отношению к тем или иным аспектам устоявшихся культурных традиций прошлого. То есть, эти произведения в определенном смысле не являются самоценными — они существуют лишь в контексте взаимосвязи со своими культурными предшественниками. Имитируя их в области формы, они рознятся с ними по содержанию. Нередко никакого иного содержания в них, собственно, и нет. Есть лишь двусмысленность как продукт интеллектуальной игры, ирония как реакция на абсурдность происходящего…

В. Стукалов

"Тотем" 2007г.

Несомненно, что постмодернизм — результат поступательной девальвации культуры, причем, что вполне возможно, девальвации необратимой. Человечество вырабатывает новую систему духовных ценностей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соответственно, процесс этот носит всеобъемлющий характер, затрагивая все сферы духовной деятельности человека. И даже в камнерезном искусстве эти тенденции дают о себе знать.

Пару лет назад Владимир Стукалов, молодой мастер из Петербурга, выставил в Манеже композицию «Тотем». Нельзя сказать, что на нее совсем не обратили внимания — у многих она вызвала недоумение, кто-то был слегка раздражен. И все же заметного резонанса не было. По крайней мере, улыбок я видел не много. Тем не менее, работа эта олицетворяла собой постмодернисткую иронию в чистом виде — анималистическая группа, трансформированная в псевдосакральный объект. Антураж, упорно наводивший на мысль об аллегорическом изображении государственно-чиновничьего аппарата, придавал композиции дополнительную абсурдность. Или многозначительность — это как посмотреть…

В. Стукалов

"Мишутка" 2009г.

Кроме того, композиция, состоящая из четырех отдельных фигур, провоцировала на различные манипуляции с ними, которым при желании можно было также придать любой смысл — вплоть до религиозного. Так, попавший в опалу чиновник, например, мог бы использовать «Тотем» для исполнения неких мистических обрядов (камлания, жертвоприношения, ворожбы и т.д.), с помощью которых можно было бы вернуть расположение своего начальника-божества. Если, конечно, допустить, что такой чиновник существует в нашей, а не в постмодернистской реальности…

Еще дальше в этом направлении Стукалов шагнул со своею недавней работой — фигуркой сердоликового медвежонка, бережно и ласково сжимающего в лапах алое сердце. Это уже квинтэссенция определенного направления в камнерезной миниатюре, весьма популярного и востребованного. Изощренная ирония здесь плавно перетекает в издевательскую насмешку, однако диапазон допустимых трактовок по-прежнему необыкновенно широк. С одной стороны вещь представляет собой именно то, что вы видите — миниатюрного каменного медвежонка; с другой стороны, это символ эстетических пристрастий целой группы людей, представленный в доходчивой и лаконичной форме…

Не вполне понятно, конечно, зачем все это реализовывать в таком замысловатом материале, как твердый цветной камень. Однако не стоит забывать о том, что постмодернизм — это не прием, не стиль, не течение и даже не совокупность течений в искусстве. Постмодернизм — это универсальный эстетический код, форма художественного мировоззрения. Его рамки (или, вернее сказать, отсутствие каких-либо рамок) позволяют художнику использовать любые стили, техники, материалы. В том числе и камень, твердый и цветной. А почему бы, собственно, и нет?

Эти работы, несомненно, как минимум любопытны. Вот только для кого? Резьба по камню большинством ее поклонников воспринимается исключительно как разновидность декоративно-прикладного искусства. Люди это серьезные, уверенные в себе, к заумным шуткам не склонные. Ирония в их сознании замещена чем-то другим — пафосом, например. И никакой постмодернизм здесь, следовательно, неуместен. Кто сегодня оценит концептуальную иронию Стукалова? Разве что десяток ближайших коллег автора, да еще десяток-другой продвинутых и образованных посетителей в Манеже. Может быть, это и неплохо. Ведь, по большому счету, так все и должно быть — декоративно-прикладной постмодернизм, искусство для узкого круга посвященных…

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений