Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2007

Сергей Шиманский

АЛЕКСАНДР КОРНИЛОВ :

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ МОЕГО СОВРЕМЕННИКА

С Александром Корниловым я знаком с 15-летнего возраста. Познакомились мы на Западной Украине, в г. Львове, при поступлении в училище прикладного и декоративного искусства. Александр родился и вырос в семье геолога, преподавателя Львовского Университета. Судьба Саши с детства была очень сложной. Еще маленьким мальчиком, в 9-летнем возрасте, он остался жить только с отцом, но в какой атмосфере? Когда впервые я попал в эту 14-метровую однокомнатную квартиру в 2-этажном доме 17-го века в самом центре Львова я был шокирован. Шикарная библиотека в 2 тысячи томов, посвященных искусству, коллекция раковин на стене, коллекция холодного оружия и, как венец всех этих богатств, – умопомрачительная коллекция минералов из разных месторождений Урала. Начиная с 12 лет, Саша каждые летние каникулы проводил с отцом на месторождениях в Средней Азии и на Урале. Ему было предначертано стать камнерезом и он им стал.

А. Корнилов

"Клеопатра" 2001г.

Но даже в столь раннем возрасте Александр не всегда пользовался благосклонностью судьбы. На третьем курсе его исключили из училища и комсомола за одну только фразу, которую он произнес на лекции по политэкономии – “За годы сталинских репрессий было больше уничтожено людей, чем за столетие инквизиции”. Тем не менее, Саша продолжил поиск себя в искусстве, и пошел работать на скульптурную фабрику. Потом были 2 года, отданных защите Родины… Снова мы встретились уже в Санкт-Петербурге. Вместе поступили на художественно-графический факультет Университета имени Герцена. Вот тут то, пожалуй, в полной мере и начался творческий путь Александра Корнилова как художника.

А. Корнилов

"Сакура" 2001г.

Комната в общежитии с населением из 8 человек не располагала к занятиям лепкой, не говоря уже о резьбе. Тогда Саша снял комнату у стариков-алкоголиков на Лиговке и одновременно нашел студию, где можно было свободно заниматься скульптурой. Впоследствии, благодаря Саше, из этой студии вышло три художника-камнереза – И.Итыгилов и Г. Рыбальченко (в данный момент работают “на вольных хлебах”), А Кузьменко (мастерская “Anna Nova”). Сначала Александр пробовал выразить себя в более мягких материалах – таких как раковина, кость, морская пенка. Но первая его серьезная ( и одна из моих любимых) работа была сделана в раух-топазе. Как мне кажется, эта композиция стала огромным прорывом в современном камнерезном искусстве. Ни до, ни после нее никто не делал подобных вещей. Это была женская фигурка с особой Сашиной пластикой. Она была сильно стилизована, но при этом реалистична, и главное – очень образна. Таким образом, своей первой же серьезной работой он уже вписал новую страницу в мировое камнерезное искусство.

По прежнему очень остро стоял вопрос мастерской. Тогда Саша нашел при администрации Московского района бомбоубежище в сталинском доме, где открыл детскую студию лепки. Вечером в ней занимались дети под руководством Александра, а впоследствии – и под моим. Ну а ночью и днем она была в личном пользовании и служила нам мастерской. В этих стенах родился и увидел свет целый ряд работ в камне – “Наяда”, “Nova Vita”…

А. Корнилов

"Лилия" 1998г.

Наяда – мифологическая богиня рек. У Саши был привезен из Средней Азии сапфирин-окатыш в корке, килограммов этак на 6. Вскрыв окатыш, Александр виртуозно вписал в него фигуру изящной молодой девушки, пластичной как течение воды. Волосы ее переплетались с волнами… В этой работе Сашей было найдено несколько интересных технических и художественных решений. Фигура нежно-бело-фиолетовая (сапфирин), окруженная зеленоватой породой в виде водорослей, остова лодки, морских звезд. Причем полупрозрачный с фиолетовым оттенком сапфирин был на зеленом, а глухой с зеленоватым оттенком – на фиолетовом полупрозрачном. Эскизы работы не делались, все диктовал камень. Работа из разряда – было убрано все лишнее.

Не менее значима и самая интересная в моих глазах “Nova Vita”. Отец подарил Александру кристалл раухтопаза из своей коллекции. Минерал был уникален тем, что внутри него находился довольно крупный кристалл пирита. Пириты как включение в кварце не редкость, но этот был единичным и довольно крупным по размеру, миллиметров 5. И тут у Саши родилась изумительная идея – сделать его символом новой жизни. Это вылилось в образ молодой женщины, ожидающей рождения ребенка. До этого таких работ лиричных, чувственных, проникновенных я не встречал.

А. Корнилов

"Тюльпан" 1998г.

Саша одним из первых на тот момент повернул стрелку компаса от ремесла к искусству. А в то время ему было всего-то каких-то 25. Но искусство, к сожалению, не кормит. А к этому времени уже была семья, маленький ребенок – надо было думать о хлебе насущном. К тому же, в ключе политических событий накрылась студия. Мы сняли на Лиговке маленькую мастерскую с феноменально многочисленной популяцией крыс. И начали работать на антикварный мир, что позволяло существовать и заниматься творчеством. Выглядело это следующим образом – месяц делаешь анималистику в духе Фаберже, реализуешь, и это позволяет тебе следующий месяц заниматься своими проектами. Но, по понятным причинам, такая нестабильная ситуация не могла продолжаться вечно. И вот тогда Саше пришла гениальная мысль – создать фирму, которая бы позволила нормально заниматься творчеством и зарабатывать на жизнь. Так и родилась Школа Камнерезного Искусства. Провели переговоры в том же Московском районе с администрацией, и бомбоубежище наше возродилось вновь. И пошло поехало - ученики, совершенно другие масштабы, совсем другое количество работ, сделанных за год... Там же мы попробовали сделать первые букеты – не копии Фаберже, а что-то свое. Были взлеты, были падения, был поиск – поиск в разных областях декоративно-прикладного искусства.

За 10 лет в составе Школы Камнерезного Искусства Александром было создано огромное количество работ. О каждой из них можно написать статью. Поэтому расскажу лишь о некоторых из них, наиболее замечательных с моей точки зрения.

А. Корнилов

"Лебеди" 1997г.

Чуть ли не единственная классическая “блокированная миниатюра”, сделанная Сашей – это “Фотограф”, фигура, вдохновленная или навеянная работами Фаберже. Тем не менее, на выходе получилась “блокировка”, к Фаберже не имеющая никакого отношения. Это фотограф, улыбающийся клиенту, который таким образом тоже как бы присутствует в работе. Фотоаппарат – точная копия модели, сохранившейся во всем мире на данный момент лишь в трех экземплярах. Копия практически действующая, в ней работают все механизмы – выдвигающийся объектив (голубой ограненный топаз), подъем камеры на разные уровни, откидывающиеся штанги …

Во флористике Сашей было создано более трех десятков различных композиций. В первую очередь, это “Тюльпан”, сделанный в натуральный размер и упакованный в кулек из мятой бумаги. На кулек было пущено 12 кг белого нефрита, из которых в готовой работе осталось то ли 500, то ли 600 граммов. Великолепным букетом была “Сакура”, ветка цветущей японской вишни. Изумительная, интересная в решении вазочка – колба, стоящая на трех бамбуковых палочках из “табачного” нефрита. Абсолютно японский подход – простота и сложность одновременно. Бонсай “Шиповник” – огромная, монументальная кадка из окаменелого дерева, а в ней выдвигающаяся в сторону шкатулка с очень сложным замком. И на этой кадке искореженный, высушенный ветрами ствол, словно старик, жизнью скрученный… Я считаю - замечательная вещь.

А. Корнилов

Нож для бумаги "Улитка"

2001г.


Кто-то из работников принес в мастерскую и стал разводить улиток – крупных, сантиметров по 15. Очень пластичные, красивые по формам создания природы. На Сашу они произвели огромное впечатление. Все это вылилось в целую серию работ с мотивом улитки в основе. Одна из них – нож для разрезания бумаги. Тело ножа и есть улитка, а ракушка – ручка. Мало того, что эта вещь визуально красива - красива как декоративный предмет, находящийся на столе, она еще и удивительно функциональна - ее очень удобно держать в руке, разрезать бумагу, открывать конверты.

Шкатулка “Лебеди” – сравнительно ранняя работа Александра. История любви, Ромео и Джульетта, Инь и Янь изображены в форме двух лебедей, черного и белого. У белого лебедя при 90-процентной готовности откололи голову и шею, пришлось целиком резать заново. Одна из немногих вещей, для которой Саша лепил модель. Обычно он резал без модели, импровизировал… Очень лиричная работа.

А. Корнилов

"Шиповник" 1999г.

“Клеопатра” – необыкновенно тяжело давшаяся Саше работа. Другое ее название – “Последний поцелуй”. Маска. Клеопатра за мгновение до смерти…Вырезанная из мориона, колоссальная по трудоемкости работа, вряд ли что-либо сравнится с ней в этом отношении. Вызвала массу споров, во мне тоже борются разные чувства. Но в любом случае, я преклоняюсь перед Сашей как мастером в этой работе. Это если не вершина, то такой хороший пик камнерезного ремесла…

В 2002 году Саша вышел из состава Школы Камнерезного Искусства и ушел в свободное плавание. За эти годы он сделал определенное количество творческих работ – голова слона из белого нефрита, голова боевого слона из халцедона, “Демон” – женская фигура на облаке (раух-топаз, кварц), девушка в траве (совершенно необычная “блокировка” - раух-топаз с серебром)…. Последняя вышедшая из под его резца работа – “Похищение Европы”. Саша очень интересно переиграл мифологический сюжет – в оригинале Зевс в виде быка похищает Европу, а у Саши еще непонятно кто кого похитил.

В последние годы Александр часто и тяжело болеет, поэтому работ не так много, как можно было бы надеяться. Но они по прежнему интересны, глубоки по содержанию и, главное – новы. Слава богу, что у него за годы появились люди, которые покупают Корнилова. На сколько мне известно, на сегодняшний день Саша делает новую интригующую композицию – “Адам и Ева”. Делает в своем любимом раух-топазе…

Январь 2007 г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Подарки и награды за строительство Ливадийского дворца. 1911 год
Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений