Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2007

Александр Веселовский

Фотография как Alter Ego произведения искусства.

Фотография, для художников-камнерезов - первое дело, когда произведение закончено и наведен последний лоск. Дальше стоит вопрос: Быть или Не быть работе в истории, в публикациях, в каталогах да и просто в памяти?

Любой здравомыслящий человек естественно выберет - Быть! Ан, нет. В большинстве случаев, наши художники не фотографируют свои произведения, либо делают это настолько любительски, что данный иллюстративный материал теряет всякий смысл. Попробуем в данной статье разобраться в хороших и плохих фотографиях камнерезных работ, стоит или нет пользоваться услугами профессиональных студий, какие критерии предъявляют полиграфические центры и типографии и т.д.

Вопросов много, поэтому данную тему может быть придется “растянуть” на несколько номеров альманаха.

  1. Почему стоит снимать свои работы?
  2. Почему не снимают?
  3. Концепция в создании собственной базы
    работ.
  4. Техническая сторона вопроса.
    а) Форматы, разрешения, калибровка и т.д.
    б) Студия или все-таки “Сам”.
    в) Условия для полиграфии и фотопечати.
    г) Систематизация файлов.
  5. Фотостудии Санкт-Петербурга и как с ними
    работать?

Любое произведение искусства носит визуальный характер, т.е. его необходимо смотреть и, соответственно, показывать: выставки, каталоги, публикации, портфолио автора, урегулирование вопросов об авторском праве и многое другое. Часто возникает ситуация, когда работа продана, подарена или по каким-то другим причинам утеряна для автора, а показать произведение или оставить о нём впечатление надо. Можно, конечно, красочно описать работу, но не все же обладают достаточным красноречием, чтобы передать на словах пластику, форму, цветовое решение или мелкие нюансы изделия. Хорошая фотография или изображение работы, сделанное другим способом, способно не только передать внешний вид изделия, но и дать понять смотрящему концепцию автора, может подчеркнуть то состояние, которое художник хотел показать в своей работе. Плохая же, напротив, может отпугнуть зрителя, заставить не замечать работу, особенно, на фоне других, более выигрышных изображений. Поэтому стоит всерьез задуматься об этом источнике информации и не пренебрегать им.


Примеры любительской съемки камнерезных изделий

Всепроникающий желтый оттенок говорит о том, что фотоаппарат не справился с балансом белого. В таких случаях следует применять специальные фильтры или выставлять BW вручную.
Жесткие тени. Значительные провалы детализации в тенях. Кварц сливается с фоном, а также дробление фона. В данном случае необходимо заменить фон и ввести дополнительную подсветку

Мне кажется, существует несколько причин, по которым художники по камню не снимают свои работы. Первая и, пожалуй, самая распространенная – дорого снимать у профессионалов. Да, если сравнивать “фотомастера с Лиговки”, снимающего фото на документы, и профессионально оборудованную студию для съемки прикладной рекламы. Но и результат, в конечном итоге, совершенно разный (отличается, даже не в разы!). С другой стороны, 25-50$ за съемку предмета – это совершенно нормально, если вспомнить, что стоимость самого изделия более 1000$. Я привел для примера средний уровень цен за съемку в городе Санкт-Петербург, по желанию можно найти чуть дешевле или чуть дороже – дело вкуса (кошелька). А если взять и отправиться в Москву, то цены у профи уже на порядок выше.

Вторая причина – неподконтрольное “хождение по рукам” изображения предмета, а что еще более страшно - попадание оного в руки к подражателям. В данном случае разговор о “фотомастерах” вообще не уместен. Студии же, занимающиеся прикладной рекламой, имеют деловую репутацию, которая (согласно поговорке) зарабатывается годами, а теряется в один миг. В нашей стране пока закон об авторском праве не работает, но определенное движение в этом направлении уже есть. Например, многие форматы поддерживают EXIF-расширения, где содержится вся информация о съемке, о дате процесса фотографирования и т. д. Авторы работ так или иначе будут публиковать свои произведения, а мастера эпигоны будут смотреть. Это уравнение старо как мир. Есть флагманы, есть аутсайдеры. В конце концов, не хранить же свои работы или фотографии за семью печатями. Больше веских причин для откладывания фотографирования своих работ я не вижу.


Пример сплошного фона

фото В. Майборода

Очень трудный вариант для фотографа, нужно в совершенстве знать теорию цвета.


У каждого художника свое видение предмета, свое мировоззрение, иногда полностью уже сформировавшееся. Поэтому архив или иначе – база данных работ, может носить строго индивидуальный характер. Данный вопрос относится к тем дальновидным мастерам, которые задумываются о выпуске печатных изданий (например, каталог, буклет, календарь и т.д.) или публикации своих работ в журналах и других периодических изданиях. Данную базу можно выстроить в четко узнаваемый визуальный ряд, со своими индивидуальными чертами, который будет поддерживать и дополнять работы из камня. Даже сейчас, смотря на “собрания сочинений” некоторых художников, можно догадаться “откуда ноги растут”. Но довольно об этом! Существует множество приемов фотографирования предметов из камня. Использование градиентного фона различных оттенков (градиент – плавный переход из белого в другой цвет, посредством увеличения насыщенности этого цвета), дает классический, можно даже сказать, каталожный вариант базы, к примеру, так оформлены лучшие каталоги Christie’s, Sotheby’s, Эрмитажа и др.


Пример фотосъемки на зеркальном фоне.
фото А. Веселовский

Можно снимать работы на черном фоне, выявляя некоторые нюансы произведения световыми пятнами различных оттенков. Данный вариант носит более современный, более рекламный характер, способный подчеркнуть достоинства работы и спрятать недостатки. Есть мысли снимать предметы в интерьере или, например, в дополнении портрета или модели. Здесь наработан огромный опыт у ювелирпрома, можно смотреть, изучать, выбирать… Вариантов много, поэтому, господа художники, выражайтесь индивидуально! А единое, логически связанное визуальное пространство необходимо для построения хорошего, и главное – качественного каталога, буклета и т.д.


Примеры "обтравления" снимка
фото Студия "А" фото студия "А"
«Обтравливание» фотографии приобретает определенную популярность у начинающих дизайнеров и фотографов – любителей, которые даже не подозревают о том, что данные манипуляции вызывают насмешки в их адрес у профессиональных фотографов и дизайнеров. «Обтравливание» предмета на фотографии и перемещение его на чужеродный фон говорит о неумении правильно сфотографировать изделие. Как бы качественно ни была выполнена телепартация предмета, фотография выглядит неестественно. В случае с цветком обратите внимание на вазу, она явно не отсюда, вдобавок к этому нет естественной тени. А если не доверяете автору данных строк, его правоту могут подтвердить высококлассные рекламы из глянцевых журналов, типа «Vogue» и т.д., где фотография идет в первозданном виде, а добавляется только слоган.


Вот мы и подошли к самому неудобоваримому параграфу – технические аспекты фотографии изделий из камня. Данный раздел можно пропустить без помех для общего дела, если слова ФОРМАТ или РАЗРЕШЕНИЕ вызывают приступ головной боли или локальный склероз. Для данных людей путь один – все отдать на откуп профессионалам, или же нанять сотрудника, который бы занимался этим. Для более продвинутых начнем свое повествование с самого необходимого – технические характеристики снимков. Современный мир техники меняется очень быстро, мегапиксели растут, габариты уменьшаются, вследствие чего, жуткими темпами растет мобильность и коммуникативность фотографических и полиграфических процессов. Проще говоря, аналоговая фотография теперь прерогатива фотохудожников, Мастеров этого жанра. А цифровая фотография захватывает прикладную рекламу семимильными шагами. Имеет смысл остановиться на ней, вследствие её оперативности, стабильности и четкого визуального эффекта.


Примеры фотографий с высоким (слева) и

низким (справа) разрешением.

Наглядно можно убедиться в разнице хорошего и низкого разрешения. Во втором случае появляется заметная пикселизация.


Первое – в каком формате снимать работы? TIFF – самый избыточный и информативный – все удобства в одном флаконе. Данный формат используют без сжатия данных, следовательно, без потерь. Он поддерживает практически все цветовые палитры и знаком всем печатным устройствам. Единственный минус – достаточно “тяжеловат”, рабочие фотографии начинаются от 30Мб.

Второе – размеры отпечатка и файла. Самые распространенные и удобные это 10х15(1205х1606) и 20х30(2398х3602). Под эти размеры чаще всего можно встретить фотоальбомы и альбомы - портфолио, а также рамки и другие аксессуары. И даже человеческий глаз воспринимает их с удовольствием.

Третье – разрешение. Для фотопечати через цифровые минилабы будет уместным и вполне достаточным 300 dpi.

При таком разрешении сохраняется хорошая резкость и контрастность снимка, а самое главное – машина быстрее его обработает, и оператору не надо будет возиться с вашим файлом, из чего следует, что он там ничего не успеет испортить. Для хорошей офсетной печати требования возрастают – более 600dpi. Если для публикации есть возможность дать файлы высокого разрешения, то лучше отдать им приоритет, файлы с более низким разрешением – либо вообще исключить, либо серьезно уменьшать в размерах и «прятать» в тексте. Разница будет видна даже издалека и непрофессионалам.

Четвертое – если есть возможность выполнить калибровку монитора вашего ПК под печатающее устройство, то это избавит от разного рода неожиданностей при получении отпечатка. Лучше пользоваться услугами одной фотопечатающей фирмы, где цветопередача является более точной, а результат печати более предсказуем.
Для удобного и, самое главное, быстрого сохранения и поиска ваших файлов необходимо придумать определенную систему названий. Лучше пользоваться латиницей, так как многие операционные системы неадекватно воспринимают русский алфавит. Например, работа называется - «Черное и Белое», тогда название файла Black&White.TIFF, или “Кабан” – kaban.TIFF. Главное, чтобы название давало Вам четкое представление о работе и не затрудняло её поиск на разного рода носителях.


Пример того, как изменяется восприятие предмета в зависимости от стиля фотосъемки и фоновой поддержки.

фото А. Веселовский фото А. Иванов фото А. Веселовский

На повестке дня ещё один серьезный вопрос: “Сможет ли сам автор работы профессионально сфотографировать её?” В большинстве случаев это «удается» сделать, но результаты получаются весьма плачевны. Причин данному явлению несколько. Во-первых, для качественной съемки предмета, будь то скульптура или флористика, необходим хороший свет и “прибор съемки”. Современный рынок предлагает множество вариантов вспышек, импульсных ламп, антибликовых фонов и т.д. от эконом-класса до элитных. Хороший, стабильный, профессиональный свет стоит от 3500$ и выше, а фотоаппараты (желательно зеркальные) - от 1000$. Для многих людей эта сумма достаточно велика и вложения могут себя не оправдать, если не строить далеко идущих планов. Во-вторых, нужны определенные навыки съемки, проще говоря, опыт. Недостаточно, как показывает практика, умения снимать любительские фотосюжеты. Нужен опыт именно прикладной съемки, ведь существует же разделение на портретную съемку, натюрморт, пейзаж, постановочную и др. виды. Зачастую, даже профессионалы работают только в одном направлении. Опыт можно наработать (по другому его не получить), но на это уйдет большое количество времени и безвозвратно потерянных снимков. В-третьих, время, потраченное на съемку. Если рассказать профессиональному фотографу ваши пожелания по ракурсу, фону, концепции, то он уложится в 1,5-2 часа. Фотосъемка камнерезного предмета самостоятельно займет все 4 и более. Вот, пожалуй, все «необходимые сложности», которые ждут автора на пути к хорошей фотографии. Выбирать из двух вариантов: сам или профессиональная студия, конечно же, вам, господа художники, но уж больно всё это похоже на «Или пан, или пропал». Хотя бывают весьма замечательные исключения.

фото А. Веселовский

Теперь поговорим о фотостудиях города Санкт-Петербурга. В Питере очень много профессионалов, работающих в этом направлении – открывайте справочник «Желтые страницы» и выбирайте. Главное, чтобы студия обладала наличием хорошего и мощного света, системой фонов, фотоаппарата и портфолио. В портфолио желательно наличие снимков предметов, например, стекло, скульптура, ювелирные украшения. Ещё один немаловажный фактор – наличие хорошей репутации, это гарант того, что без вашего ведома снимки не будут напечатаны и, обслуживание окажется на уровне. Автор данной статьи побывал и перепробовал очень много студий и “частников”, но особенно хорошие и дружественные отношения сложились с двумя великолепными фотографами: Игорь Сахаров (студия И.Сахарова) и Александр Артемов (студия Sinar). Это два мастера, работающих в сфере прикладной рекламы. Мне нравится их подход к делу и результат, который получается на выходе. На счет остальных студий и фотографов – выбирайте, смотрите, может вам понравится у других, дело вкуса (кошелька). Автору статьи хотелось бы выразить огромную признательность и благодарность Игорю Сахарову за науку и полезные советы в области фотографии.

фото А. Артемов фото И. Сахаров

P.S. В последнее время замечаю такое явление, как неумение отбраковывать и сортировать снимки. И это касается не только съемки камнерезных изделий, а цифровой фотографии в целом. Ведь, кажется, так просто –сфотографировал, “скинул” на винчестер, откорректировал и печатай. Занимает считанные минуты. Но в этой простоте и кроется проблема. В результате приходится просматривать целую кучу неинтересных, порой бракованных дублей. От такого просмотра становится не по себе уже после третьего снимка и, сие действо теряет смысл, так как информация перестает усваиваться. Да и порой грамотно составленный фотоальбом смотреть куда приятнее, чем включать компьютер и в напряжении листать снимки на нем.

 

Февраль 2007 г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений