Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2007

Антон Ананьев

ЯИЧНИЦА ДЛЯ УОРХОЛА

Всю вторую половину 20-го века цивилизованная часть человечества переживала индустриальный и экономический подъем, сопровождавшийся резким повышением уровня жизни отдельного человека. Результатом этих процессов стало возникновение так называемого общества потребительского типа, а также порожденного этим обществом феномена массовой культуры. Естественно, эти социальные изменения получили отображение в современном им искусстве, которое, как известно, является зеркалом своего времени. Появился целый ряд новаторских направлений, в “зеркалах” которых в первую очередь отразились психологические перемены, претерпеваемые человечеством. Об одном из них – ПОП-АРТЕ, и пойдет речь.

Основным, а вернее сказать единственным источником вдохновения для художников, избравшим поп-арт в качестве средства самовыражения, как раз и являлись образцы массовой культуры - реальности, которую породили и питали телевидение и супермаркеты.

Художник в поп-арте становился как бы вторичен – он изображал объекты, уже изображенные и массово растиражированные гигантской индустрией промышленности, рекламы и масс-медиа. Он изображал вещи в буквальном смысле слова, причем вещи, уже вошедшие в повседневную жизнь потенциального зрителя. Крупнейшие мастера поп-арта – такие, как Энди Уорхол или Рой Лихтенштейн, сделали главными героями своих произведений пачки сигарет, бутылки Кока-Колы, комиксы, гамбургеры и другие культовые для обывателя ценности. Хорошей иллюстрацией является одна из известнейших работ Уорхола – “32 банки томатного супа Cambells”. Догадываетесь, что на ней было изображено?

 

С. Смыслов

"Недопитый коктель"

2001г.

Поп-арт быстро получил признание, продаваясь за огромные суммы на аукционах и попав в музейные экспозиции. Меккой нового течения стали Соединенные Штаты Америки – современный потребительский рай. Впрочем, старушка Европа тоже вскоре отдала ему должное. Человеку, далекому от искусства, вся эта история напоминала колоссальную аферу, причем проделанную с хорошим чувством юмора.

На самом деле поп-арт не был ни грандиозной шуткой, ни не менее грандиозным мошенничеством. Он был лишь попыткой выхода из тупика, в котором оказалось искусство к началу 60-х годов прошлого века. Являясь продуктом симбиоза обывательского пафоса и высоколобой иронии, поп-арт наилучшим способом фиксировал ценности общества потребления, возводя их в ранг произведений искусства. Для полного понимания он требует рассмотрения с точки зрения семиотики - как некая система знаков… Но не буду утомлять читателя. Поп-арту посвящено множество искусствоведческих трудов и интересующиеся могут найти там ответы на все свои вопросы. Я же в заключение лишь скажу, что через полтора десятка лет после своего возникновения поп-арт исчерпал себя и попал в разряд классики, а искусство оказалось в новом тупике…

Встает резонный вопрос – какое же отношение вся эта галиматья имеет к камнерезному искусству? Ведь, казалось бы, хроническое отставание от искусства с большой буквы гарантирует отсутствие в обозримом будущем каких либо тупиков, в которые искусство камнерезное могло бы упереться. Какой уж тут поп-арт, мы и с модерном еще не разобрались… Однако ряд работ Сергея Смыслова иначе чем поп-артом и не назовешь.
Идеологически чуждого поп-арта в Советском Союзе не было, а вот ценности массовой культуры были. Пусть не такие глянцевые, как на Западе, зато понятней и родней. Разве на уровне коллективного бессознательного наша сковородка с яичницей не является эквивалентом их одноразовой тарелки с биг-маком? С другой стороны и биг-мак у нас теперь тоже на каждом углу. Со дня на день ценностью станет – пригласили, так сказать, варягов на княжение…

С. Смыслов

"Яичница для Ананова" 1998г.


Конечно же, доля иронии перевешивает долю пафоса в работах Смыслова. Это – не более чем шутка. Тем не менее стоимость подобных шуток, с учетом трудозатрат и цен на материалы, вполне сопоставима со стоимостью работ классика поп-арта средней руки. Так что остается лишь надеться, что сочетание чувства юмора, любви к поп-арту и толстого кошелька еще встречается у отдельных индивидуумов в нашей стране. Вот у Андрея Ананова, которому адресована одна из этих работ, какой-то из этих компонентов по-видимому отсутствует. А жаль – у этой истории мог бы быть очень красивый финал.

Февраль 2007 г.

 

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.

  • Костоева

    Внештатный автор Forbes
    Окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, работала корреспондентом в журналах «Профиль», «Карьера» (1999-2003),...
  • Встречи с интересными людьми.
    Встречи с интересными людьми. В рамках деятельности Ассоциации педагогов дополнительного образования Ульяновской области во Дворце творчества...

Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений