Лучший из лучших

Голосование

Работа года
 

Полезные ссылки

Инструмент из Германии
Баннер
Баннер
made in Germany
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.
1 Сизиф 2007

Александр Веселовский

НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ.

Чем только не занимаются люди!
Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире людьми двигает стремление облаготельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт.

Глава 9, «Снова кризис жанра».
И.Ильф, Е.Петров
Золотой теленок.

Декоративно прикладное искусство постепенно уходит из нашей жизни. Научно-технический прогресс несется со скоростью лавины, сметая на своем пути вечные вещи, пожизненные гарантии и фундаментальные истины. Мир меняется безвозвратно каждые полгода, везде господствует дизайн и HI-TEK. Память измеряется в гигабайтах, а воспоминания превращаются в видео. Но где-то в глубине души сохраняется тяга к прекрасному и интересному. Об этой особенности человеческой психики мне и хотелось высказаться.
Индивидуальные «необходимые» вещи нужны нам, как вода для рыбы. В огромном людском водовороте мы должны персонализировать, выделять себя, обозначать свой статус, свое положение в обществе. Предметы личного пользования должны помогать нам расслабляться, глядя на прекрасное или заставлять отвлеченно размышлять о вечном, короче – медитировать. Вспомним такую историческую параллель, как индейцы с их трубками, перьями, тамагавками и традициями. О, мы забыли о подарках, предмет вечной мигрени и истерии (когда приходит время их дарить).

Декоративно прикладное искусство это умение художником создавать предметы гармоничные с точки зрения художественных законов, законов красоты. И еще одно важное свойство - они должны быть полезны, рациональны. Сие определение понятия ДПИ не является искусствоведческим, оно условно, но примерно отражает суть вещей. Автор данной статьи не является теоретиком искусства – скорее практиком, художником и мастером в одном лице. Так сложилось. С давних пор повелось украшать функциональные предметы резьбой, орнаментом. Придавать им причудливые формы, т.е. делать их индивидуальными. Занимаются всем этим художники. В контексте нашей статьи - художники-камнерезы. Можно долго и упорно рассуждать является ли ДПИ большим искусством или нет, но несомненно одно – это искусно придуманные и виртуозно сделанные вещицы. Данный спор может рассудить только госпожа история, и расставить все точки над i. А мы с вами знаем множество примеров, когда функциональные предметы становились настоящими шедеврами декоративно прикладного искусства. Такие имена как И.Позье, Р.Лалик говорят о многом. Но не будем увлекаться делами давно минувших дней.

А. Прядка

шкатулка "Рысь" 2006г.

Порассуждаем о современном, об актуальном. В арсенале современного ДПИ имеется достаточно большой набор материалов, используемых художниками. Мы будем касаться только камнерезных предметов. В Санкт-Петербурге в этом жанре работает около 5-6 авторов и приблизительно 10 мастеров. К сожалению, предметов утилитарного назначения с ярко выраженным характером изготовляется очень мало, в среднем 1-2 в месяц. Это создает чудовищный дефицит, так как функциональные предметы востребованы и практически понятны потребителю. Это направление в камнерезке настолько ортодоксально и традиционно, что берет оторопь. Никаких нововведений, никаких новых предметов (трости, портсигары, бонбоньерки, флаконы и все), практически все авторы ходят по кругу. А ведь если обратиться к диаграмме (рис.1), то можно разглядеть неисчерпаемое море для фантазии, не только по художественной части, но и по выбору функциональной принадлежности. Мир функционально - художественных предметов огромен. На диаграмме я привожу лишь приблизительную иерархию. Это то, о чем я знаю лично, что видел сам и соответственно понимаю для чего нужно. И каждая ветвь данной схемы уводит в такие «параллельные» миры, что страшно даже подумать где же их границы. Да, кстати, если у кого-то будут дополнения, всегда буду рад замечаниям и предложениям. Диаграмма живет, развивается и меняется, по мере накопления опыта. Эта структура самодостаточна и охватывает практически весь спектр комфортного существования человеческого индивида, в рамках личных, интимных вещей. Многие из обозначенных предметов существуют только на бумаге и еще не были реализованы художниками по камню, а ведь эти вещицы кому-нибудь необходимы. Самые популярные виды - письменные приборы, портсигары, печати, женские бонбоньерки. На этом нехитром наборе исчерпываются интересы мастеров, по непонятным для меня причинам. Хотя, если заглянуть в корень проблемы, причины эти становятся понятны и весьма прозаичны.

С. Зайцев

Флакон 2003г.

Данный вид декоративно-прикладного искусства очень сложен в своей практической реализации. Существует множество факторов, которые тормозят развитие этого жанра. Первое - практически нет мастеров, способных воплотить сложные замыслы художника. Зачастую художник сам занимается изготовлением предмета. Иногда это оправдано (когда речь идет о резьбовых элементах), иногда нет. Для того, чтобы стать первоклассным мастером, необходимо иметь большой багаж знаний и опыт изготовления. Каждый вид камня в работе ведет себя по своему и бывает, что нужен даже индивидуальный подход к каждому куску, каждому образцу минерала или породы. Такую суровую действительность выдерживают, к сожалению, не все, большинство «скисает» еще на первых парах, первых случайно разбитых предметах.

С. Зайцев

Сигаретница 2005г.

А. Веселовский

"Yellow Submarine"

2006г.

Второе - низкий уровень художественного мышления непосредственно авторов, отсутствие селективного подхода механика, ювелира и мастера по камню. Большинство мастеров и художников по камню самоучки, в плохом смысле этого слова. Они не имеют ни художественного образования, ни интуитивного понятия о цвете и гармонии. А заниматься самообразованием или просто нет времени, или нет желания. Для плодотворной работы необходимо также знать (хотя бы базовые знания) о драгоценных металлах, камнях и простейших механизмах. Три в одном. Ух, как это сложно. Отсюда вытекают не выдержанные по стилю вещи, которые буквально разваливаются на глазах. Поэтому мастера и выбирают проверенные временем варианты – фабержовские портсигары, классические французские бонбоньерки и т.д. Хотя не все так плохо, есть художники, которые активно экспериментируют и получают весьма интересные результаты. Так и должно быть, теория естественного отбора распространяется и на художников.

О. Попцова А. Левенталь

Ритон 2006г.

Третье – глобальное пренебрежение к данному жанру самими художниками. В среде художников по камню существует устойчивый комплекс стереотипов. Да и не только у художников, зачастую потребитель данного жанра болен той же болезнью. Прикладной предмет сделать просто – увы, как показывает практика все наоборот. Не будем зацикливаться на этом моменте, см. выше. Прикладной предмет не может являться произведением искусства – история знает примеры обратного. Взять того же Р. Лалика, его работы признанны практически всеми искусствоведами мира как шедевры эпохи модерна и арт-деко. Достаточно «обогатить» прикладной предмет большим количеством драгоценных металлов и камней, чтобы сделать шедевр - опять мимо. Существует понятие о художественной гармонии, цвете, сюжете, режиссуре предмета и т.д. Примеров петушиной эклектики в камнерезной пластике предостаточно. Все вышеуказанные стереотипы создают впечатление, что декоративно-прикладной предмет относится к «низкому» жанру и настоящий художник не должен марать свою репутацию.

Четвертое – большие финансовые и временные затраты на изготовление сложных предметов. Очень часто на изготовление прикладного предмета уходит большое количество времени, от месяца и выше, как следствие возрастают производственные затраты. Включите сюда необходимые испытания механизмов и приводов на износ, оплату времени мастера по камню и ювелира. А так же большая стоимость веса драгоценных металлов и драгоценных камней, если таковые присутствуют. Все эти факторы, помноженные на время сильно удораживают предмет.

Пятое – необходимость работать в команде (ювелир, художник, камнерез), что зачастую невозможно из-за чрезмерных амбиций всех участников концессии. Это, пожалуй, самый иррациональный фактор. Собрать команду из трех профи и заставить ее слаженно работать, может не каждый руководитель проекта. Вспомните басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука» и все станет понятно без лишних слов.

А. Веселовский

визитница "Мышеловка" 2005г.

Шестое – тяга современных художников к заведомому ретро. Камнерезное искусство в нашей стране развивается с некоторым опозданием. Такое ощущение, что оно законсервировалось в эпоху модерна и вот только сейчас мы достаем этот древнейший пласт и являем его миру. Как будто за прошедшие времена ничего не изменилось и не произошло в сфере искусства. Да, надо признать, что мы очень сильно отстали от современных художников и современного искусства. Причины этого явления лежат в Советской Власти, которая сделала этот жанр персоной нонграта в годы своего правления. А также в художниках, которые не желают или не могут адаптироваться к новой реальности, хотя другими жанрами искусства уже накоплена необходимая база для реорганизации их художественного мышления.

Пожалуй, о грустном сказано все. Нынешняя ситуация в декоративно-прикладном искусстве располагает к появлению новых и интересных предметов. Потихоньку, неспешно раскачивается маятник в сторону современных и актуальных, на данный момент, вещей. Появляются новые, возможно, яркие имена и интересные работы. Ценители и покупатели данного направления тоже растут, многим из них уже не нужны просто предметы. Требуются новые и необычные работы с характерным авторским почерком и первоклассным качеством. И они готовы платить хорошие деньги за искусство, что в свою очередь должно стимулировать художников в их тяге познания красоты и гармонии.

В рамках одной статьи невозможно охватить все прикладные предметы, описать их и по возможности проиллюстрировать. Поэтому я предполагаю сделать целый цикл статей, посвященных функциональным предметам. В следующем выпуске альманаха «перемоем кости» касательно часов.


Февраль 2007 г.

 

МНЕ НРАВИТСЯ!

Поиск по сайту

Галерея Сизифа

МЫ НА FACEBOOK!



Последние новости

Популярные

Новости OpenSpace

Блог Скурлова В.В.


Яндекс.Метрика
Besucherzahler Russian brides dating agency
счетчик посещений