Дмитрий Савельев
BACK IN THE USSR
Не думаю, что нужно кому-то напоминать о том, что распспад Советского Союза сопровождался не только крушением устоявшихся форм государственного устройства, но и сильнейшими переменами для населявших его территорию народов в области идеологии и культуры. Результатом этих процессссов, в том числе, стала резкая перемена отношения к всевозможным символам, образам и фетишам, составлявшим неотъемлемую часть социалистической государственной системы и игравшим огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его духовного мира…
Стремительно произошедшая переоценка ценностей привела к полной девальвации статуса героев мифологического пантеона коммунизма. Пионеры-тимуровцы и неуловимые мстители теперь вызывали у подростков если не презрение, то, по меньшей мере, недоумение своей неуместностью в культурном пространстве зарождающегося российского капитализма. Старшее поколение также с энтузиазмом принялось ниспровергать и разоблачать мифы и постулаты рухнувшего политического строя, сосредоточив свое внимание преимущественно на сталинских репрессиях, преступлениях органов государственной безопасности, бездушной бюрократической машине эпохи застоя и на других ужасах тоталитарного режима. В результате уже к середине 90-х годов все культурное наследие советской эпохи оценивалось исключительно негативно, вызывая у большинства категорий населения в лучшем случае издевательскую насмешку.
|
Подробнее...
|
|
Антон Ананьев
ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ
Ирония как эстетическая категория может быть страшным оружием в умелых руках. Она безжалостно сокрушает сильных и придает силы слабым, унижает великих и возвышает ничтожных, обличает пошлость и преумножает добродетель… Быть может, я слегка и хватил через край, но в общем и целом с иронией дело примерно так и обстоит. Поэтому неудивительно, что художники уже довольно давно обратили внимание на иронию как мощнейшее средство воздействия на зрителя. Более того, можно с уверенностью сказать, что для современного искусства ирония является константой, важнейшей и неотделимой его составляющей...
Все дело в том, что за последние тридцать-сорок лет искусство радикально поменяло свой характер. Постмодернизм пополнил арсенал приемов современного художника такими методами создания художественного пространства, как имитация, мимикрия, симуляция, спекулятивное репродуцирование, диссонансная красота, дисгармоническая гармония и т.д. Результатом этого являются своеобразные аллюзии на традиционные художественные ценности, претерпевшие преломление сквозь призму абсурда. Так сказать, сумерки не только богов, но и людей.
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
КУЛЬТ ТРУДА
На сегодняшний день в мире существует множество различных видов спорта—борьба и бег, бокс и футбол, толкание ядра и прыжки в воду. Возраст одних исчисляется тысячелетиями, других—скромными десятками лет. Большинство видов спорта являются Олимпийскими, причем многие из них обзавелись этим статусом лишь в конце прошлого столетия. Но существует также определенное количество видов спорта, которые Олимпийскими станут едва ли. Более того, некоторые из них вообще трудно назвать спортом как таковым—зрелищный аспект в них явно затмевает аспект соревновательный. Именно к таким видам спорта и относится боди-билдинг—культ тела…
Отношение большинства людей к бодибилдингу является полярным—у кого-то он вызывает восхищение и восторг, у кого-то истерический смех и отвращение. Подозреваю, что вторых все же гораздо больше, чем первых. Действительно, внешний вид натертых маслами атлетов с гипертрофированно развитой мускулатурой доставляет эстетическое удовольствие лишь единицам. Да еще и эти сардонические улыбки на лицах, напоминающие гримасы какого-то кровожадного божества из пантеона Центральной Америки доколумбовой эпохи…
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
МАСТЕР ОПТИЧЕСКОГО СЮРА
Негласное противостояние петербургской и уральской школ обработки твердого цветного камня ни для кого не является тайной. Две различных традиции, образующие фундамент камне-резного искусства России, уже много лет соперничают между собой. Позиция петербуржца, проистекающая из специфического менталитета, отмеченного печатью особого снобизма, базируется на твердой уверенности в том, что в Северной столице процветает исключительно камнерезное искусство, а на Урале—лишь неказистые народные промыслы. Несомненные ремесленные успехи мастерских Козакевича и Боровикова вызывают в Петербурге в лучшем случае снисходительную похвалу. Да, дескать, мастера в Екатеринбурге появились, но художников как не было, так и нет. Так, по крайней мере, считалось до сих пор…
Однако все эти стереотипы, которые вряд ли делают честь Петербургу, полностью разрушаются даже после поверхностного знакомства с работами Вячеслава Оболенского, художника весьма неординарного. Надо сказать, что творчество этого автора, работающего с камнем с 1993 года и создавшего за это время более сотни оригинальных композиций, стало одним из самых интересных открытий для редакции нашего альманаха за последние два года.
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
ФОРТОЧКА В ЯПОНИЮ
С образом каждого крупного города на нашей планете связаны определенные стереотипы. Так, например, почему-то считается, что в Лондоне всегда стоит туман. А на улицах Калькутты слонов чуть ли не больше, чем местных жителей. Не избежал подобной участи и наш родной город.
Самый главный стереотип, связанный с Северной столицей, заключается в повсеместно бытующей убежденности в том, что Петербург–самый европейский город России. Действительно, определенные основания у этого мифа есть. Построенный по лучшим на тот момент европейским образцам, город был задуман основавшим его монархом (тоже, кстати сказать, самым европейским из русских монархов) как «окно» в ту самую пресло-вутую Европу. И мы, петербуржцы, в соответствии с этим за-мыслом и чувствуем себя европейцами вот уже триста с лишним лет. Москва для нас–деревня большая и зажиточная, остальные города русские–тоже деревни, но поменьше и победней. А пиетет мы испытываем только перед Европой. Благо она рядом, можно сказать–под боком. Мне ли, коренному петербуржцу, этого не знать…
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
ГЛАЗАМИ МЕРТВОГО КРОЛИКА...
Много лет назад, когда я был еще совсем “зеленым” юношей, мне довелось присутствовать на лекции, посвященной такому жанру современного изобразительного искусства, как перформанс. Среди множества слайдов, с помощью которых лектор пытался наглядно продемонстрировать суть этого явления, был один, запомнившийся мне больше прочих. Более того, он был единственным среди них, смысл которого я осознал полностью. Это был перформанс Йозефа Бойса под названием "Как объяснить картину мертвому кролику?", созданный им в 1965 году. Человекоподобная мумия с мертвым кроликом на коленях неподвижно смотрела в пустоту. Под пустотой подразумевалось современное искусство, в котором неподготовленный зритель способен понять примерно столько же, сколько и мертвый кролик. Можно сказать, что общие тенденции в этом произведении были отражены верно. Действительно, если в процессе созерцания какой-либо арт-экспозиции вы почувствуете себя мертвым кроликом, можете быть уверены – вы наверняка имеете дело с современным искусством. По молодости лет мне в такое положение попадать приходилось, и я могу вам точно сказать – ощущение не из разряда приятных.
|
Подробнее...
|
Антон Ананьев
ЯИЧНИЦА ДЛЯ УОРХОЛА
Всю вторую половину 20-го века цивилизованная часть человечества переживала индустриальный и экономический подъем, сопровождавшийся резким повышением уровня жизни отдельного человека. Результатом этих процессов стало возникновение так называемого общества потребительского типа, а также порожденного этим обществом феномена массовой культуры. Естественно, эти социальные изменения получили отображение в современном им искусстве, которое, как известно, является зеркалом своего времени. Появился целый ряд новаторских направлений, в “зеркалах” которых в первую очередь отразились психологические перемены, претерпеваемые человечеством. Об одном из них – ПОП-АРТЕ, и пойдет речь.
|
Подробнее...
|
|
|