Голосование
Полезные ссылки
- Ошибка
2 Сизиф 2008 |
Томас МакФи ПОД СЕНЬЮ КЛЕНОВОГО ЛИСТА… Информация о камнерезном искусстве Северо-Американского континента практически отсутствует в России. Между тем и в Соединенных Штатах, и в Канаде существует своя собственная, весьма оригинальная и развитая школа резьбы по камню. Мы связались с одним из самых талантливых и известных художников, работающих в этой области,—канадцем Томасом МакФи. Мастер, проживающий на острове с замечательным названием Солт Спринг Айленд, с нескрываемым удовольствием подробно ответил на все наши вопросы…
Томас МакФи: Свое первое произведение из камня я создал еще в 1975 году. Тогда я жил в городе Торонто (Онтарио, Канада), и основным моим занятием в те времена был дизайн ювелирных изделий и изготовление моделей для скульптур. Корр.: Почему именно резьба по камню стала той областью, в которой Вы решили реализовать себя как художник? Т.М.: Основной мотивацией послужили яркие впечатления от просмотра коллекций, выставленных в Королевском Музее Онтарио и Музее Виктории и Альберта. Эти экспозиции вдохновили меня на первые попытки создания выразительных объектов из твердого цветного камня. Близкое знакомство с виртуозно сделанными предметами вдохнуло в меня веру в то, что искусные резчики могут говорить на языке форм, выражающем внутренний мир художника, и этот язык может быть понятен зрителю. Я осознал, что этот вид искусства может позволить мне наилучшим образом передать свое личное восприятие эстетики прекрасного. Корр.: Оказали ли на Вас какое-то влияние работы Карла Фаберже? Т.М.: Да, влияние Карла Фаберже на мое творчество было достаточно глубоким. В юности я изучал иллюстрации работ Фаберже в книгах и журналах, и это также вдохновляло меня. Творчество всегда имело для меня очень важное значение, поскольку позволяло отстранится от той суетности и поглощенности мирскими заботами, которая знакома любому молодому человеку, ведущему провинциальный образ жизни. Искусство возвышало меня и я чувствовал, как оно омолаживает дух и расширяет пределы земной юдоли.
Корр.: А оказало ли влияние на ваше творчество искусство североамериканских индейцев? Т.М.:Я вырос на искусстве североамериканских индейцев. Я ощущал его влияние всю свою жизнь и, поскольку я сам тружусь на ниве искусства более пятидесяти лет, это сказалось и на моем творчестве. Корр.: Присутствуют ли в Вашем творчестве какие-то фундаментальные образы, проходящие сквозной нитью через все Ваши работы? Т.М.: Я бы сказал, что наиболее важным образом в искусстве для меня является обнаженная женская фигура—фундаментальная икона всего западного гуманизма. Этот образ позволяет художнику полностью выразить свое мироощущение. А в виртуозном исполне-нии из прекрасного материала эта основа западного искусства становится особенно возвышенной и грандиозной…
Корр.: Какую из созданных Вами композиций Вы считаете наиболее удачной? Т.М.: Каким образом я выберу лучшую работу? Во всех сделанных мною композициях я могу ценить лишь отдельные детали. Искусно сделанные рука или абрис лица, превосходные пропорции тела или выразительная поза могут соответствовать моим критериям… Корр.: Насколько тесно, на Ваш взгляд, связано между собой ювелирное и камнерезное искусство? Т.М.: С точки зрения эстетики, у них много общего, но в техническом аспекте между ними, несомненно, существует огромная разница. Я обнаружил, что те задачи, которые возникают при резьбе по камню, по своей сложности намного превосходят требования, которые диктует работа с металлом. Металл является более «прощающим» материалом и позволяет мастеру исправлять много ошибок и недочетов. В случае с драгоценными и полудрагоценными камнями ситуация совершенно иная. Однако данные виды искусства могут существовать в симбиозе, создавая единое целое—более величественное, чем по отдельности… Корр.: Как мне кажется, для североамериканского камнерезного искусства характерна тенденция к уходу в абстракцию. В Вашем же творчестве присутствует выраженное фигуративное начало, позволяющее Вам создавать яркие и убедительные художественные образы. Это действительно так или я ошибаюсь?
Т.М.: У меня также возникает ощущение, что в Северной Америке присутствует тенденция к работе в абстрактной манере. Как мне кажется, это является следствием того, что практически все резчики по камню здесь представляют собой талантливых самоучек, не имеющих академического образования, которое дает неоценимый опыт для работы в области фигуративного искусства. Таким образом, в этом пункте я с вами согласен. Корр.: Вы являетесь одним из самых известных художников, работающих с камнем на североамериканском континенте. Насколько велик, на Ваш взгляд, интерес к этому виду искусства у широкой публики? Останется ли резьба по камню элитарным явлением или у нее есть шанс приобрести со временем такую же массовую популярность, как скульптура или живопись?
Т.М.: Как показывает мой опыт общения с публикой, приходящей на мои выставки, резьба по камню безусловно расценивается как полноценный вид искусства. Однако нередко наблюдается также практически полное отсутствие осведомленности об этом явлении у обычных людей. Необходимо проводить обширную просветительскую деятельность для того, чтобы у художественного сообщества возникло ясное представление о тех особенностях, которые привносит в скульптурное пространство резьба по твердому камню. Корр.: Есть ли у Вас какие-то излюбленные породы камня, которым Вы отдаете предпочтение в своем творчестве? Т.М.: Я предпочитаю работать с криптокристаллическим и монокристаллическим кварцем. Но мне также нравится работать с турмалином, бериллом и жадеитом. Корр.: Известно ли Вам что-нибудь о камнерезном искусстве в современной России? Т.М.: До того, как я пообщался с вами, мне доводилось только слышать о русской резьбе по камню от некоторых эмигрантов из России, работающих в Нью-Йорке. Я никогда не видел даже фотографий и не имел представления о русском камнерезном искусстве. Уровень тех работ, с которыми я ознакомился благодаря вам, является исключительно высоким и по форме, и по содержанию. Это одни из самых лучших работ, которые я когда-либо видел. Корр.: Испытываете ли Вы желание продемонстрировать свои работы на выставках в России? Т.М.: Да. Более того, для меня будет честью выставить свои работы в России. Томас Ричард МакФи является одним из самых известных на Северо –Американском континенте резчиков по камню. Он получил разностороннее художественное образование, изучал графику и рисунок (Kootney School of Arts), а также скульптуру и живопись(Vancouver Collage of Art). Свою первую коллекцию камнерезных работ Томас создал еще в середине 70-х годов. Кроме того, в течение нескольких лет он занимался резьбой по кости мамонта и мастодонта. В начале 80-х годов Томас МакФи разработал свою собственную технику резьбы по твер- дому цветному камню, которая позволила ему сформировать яркий и оригинальный авторский почерк. Своим творчеством Томас МакФи оказал большое влияние на ряд других американских художников-камнерезов, многие из которых обратились к резьбе по камню именно под впечатлением от его работ. С 1998 года свои основные усилия Томас МакФи сконцентрировал в области литья из стекла и создал множество миниатюрных скульптур, также несущих на себе отпечаток его специфического авторского стиля… Июнь 2008г.
|