Голосование
Полезные ссылки
- Ошибка
1 Сизиф 2009 |
Александр Веселовский ТЕНДЕНЦИИ РОСТА Занимаясь закупкой камнесамоцветного сырья для своей мастерской, я веду своего рода статистику. До определенного момента данные я собирал ради простого любопытства, потом любопытство переросло в стойкий интерес, а в какой-то момент данные сложились в четко оформленную схему. Вот на этом этапе я сделал для себя несколько интересных и неожиданных выводов. Ими и хотелось бы поделиться с коллегами и просто сочувствующими камнерезному делу людьми.
И на самом деле в Санкт-Петербурге очень сложно достать высококлассное сырье кварцевой группы, нефрита, родонита-орлеца и др. Можно сделать вывод, что месторождения данных минералов явно обеднели и необходимы новая разведка и разработка. Не кустарными методами, а силами серьезных организаций (раньше—Союзкварцсамоцветы). Сырье высшей ценовой категории—крупноблочные топазы, аквамарины, турмалины или резьбовые рубины—нам недоступно вообще. И по цене в том числе. Сейчас многие мастерские ищут сырье за рубежом. Зачастую там и качество лучше, и цены порой ниже. Второе, на что хотелось бы обратить внимание. Очень часто клиенты «забывают» учитывать стоимость сырья (цена, растущая по экспоненте) в конечной стоимости изделия (цена, растущая значительно более низкими темпами). Хотя на данный момент это уже очень серьезная статья расходов. Здесь я говорю о серийных, типовых предметах, в которых стоимость рассчитывается по стандартной схеме. Сюда не включены изделия экстра-класса (то, что можно отнести к произведениям искусства). Стоимость предметов искусства зависит не столько от стоимости сырья, трудозатрат, амортизации и других расходов, сколько от стоимости идеи вложенной в работу, от ее значимости для мира искусства и других иррациональных факторов. За последние 12 лет расходы на сырье в единице изделия возросли примерно в 10 раз, чего не скажешь о стоимости самих изделий. В этом есть дисбаланс. На третьем графике можно наблюдать спад производства после 2005 года, когда соотношение цены сырья к цене изделия перевалило отметку, когда прибыльность самих мастерских ставится под сомнение. Все меньше появляется желающих заниматься камне-резным ремеслом, так как процесс становления производства требует очень больших начальных и ежемесячных затрат. Вывод: на данный момент мы имеем острый дефицит качественного сырья по разумным ценам и серьезный дисбаланс цены сырья к цене готового продукта. Эти две, на мой взгляд, очень серьезные проблемы невозможно решить по отдельности. Уж больно сильно одна влияет на другую. На данном этапе развития камнерезного дела я вижу два выхода из критической ситуации. Первое: переход от серийной продукции к эксклюзивным предметам, претендующим на звание высокого искусства. Со всеми вытекающими отсюда проблемами и вопросами. Второе: широкая популяризация данного вида деятельности, масштабная рекламная компания. Может быть, даже участие государства. Что привлечет в эту сферу большие капиталы и инвестиции. Найдутся опытные и грамотные с финансовой точки зрения люди, которые устранят дисбаланс. И камнерезное производство опять станет достаточно выгодным занятием.
|