Голосование
Полезные ссылки
- Ошибка
2 Сизиф 2007 |
Антон Ананьев "ИЛЛЮЗОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ" За последние пятнадцать лет в Петербурге сделано немало замечательных камнерезных работ. Общее количество оригинальных и незаурядных предметов исчисляется на сегодняшний день десятками, если еще не сотнями. Среди этого изобилия можно найти примеры безупречных пластических решений, глубоких и выразительных образов, прочувствованной и изобретательной работы с материалом, виртуозного технического мастерства и т.д., и т. п. Но по настоящему революционных композиций среди них немного. Под этим эпитетом я подразумеваю произведения, которые несли бы в себе абсолютно новые возможности для самовыражения при работе с твердым камнем, открывали бы какие-то принципы, способные послужить основой для бесчисленных интерпретаций в самых различных контекстах. Одним словом, произведения, отмеченные печатью гения инновации. Таких работ не просто мало - их можно пересчитать по пальцам. И одной из первых в этом коротком списке, на мой взгляд, стоит композиция Сергея Шиманского "Зебры" - возможно, одна из лучших работ, вышедших из - под руки этого талантливого художника.
Тривиальность ее функционального предназначения резко контрастирует с достигнутым художественным результатом. Это пепельница в виде двух прильнувших друг к другу зебр, покоящихся в неком взаимном любовном умиротворении. Пластически композиция великолепна, что, впрочем, характерно для большинства работ Шиманского. Свернувшиеся кольцом животные в центре неуловимо перетекают в единое целое, иссеченное двумя веерами черных полос, смещенных относительно друг друга в шахматном порядке. Расчленить их визуально на два отдельных тела не просто затруднительно, а решительно невозможно. Установленная на сделанной из серебра платформе с центральным подшипником, композиция приводится в движение вокруг своей оси легким движением пальцев. При этом ее графическое черно-белое решение таково, что при взгляде сверху на этот вращающийся объект на ум приходит какой-то причудливо стилизованный, бьющийся в агонии головоногий моллюск. Наблюдать этот эффект можно поистине бесконечно. Не пройдя мимо этого новаторского кинетического приема – вращения, автор вывел и без того превосходную работу на еще один, дополнительный уровень восприятия. Заложенная художником в "Зебрах" аллегория – инь и янь, заслоненная столь оригинальным художественным решением, почти полностью отходит на второй план. Форма здесь безусловно доминирует над содержанием.
История создания этой работы довольно любопытна. Существуют две версии композиции, которые условно могут быть названы "Зебры-1" и "Зебры-2". Первая была создана еще в середине 90-х годов, но, будучи сделанной в спешке, не вполне удовлетворяла автора. В течение нескольких лет Сергей лелеял надежду вернуться к этой идее на новом уровне. В силу различных обстоятельств осуществить это намерение ему удалось лишь в 2006 году. Между обеими версиями существуют определенные различия не только в качестве исполнения, но и в довольно существенных деталях. Но "Зебры-2", естественно, более соответствуют оригинальному авторскому замыслу. СПРАВКА: Оп-арт Создавая своих "Зебр", Шиманский не в первый и, видимо, не в последний раз в своей практике обратился к использованию оптической иллюзии. Этот же принцип лежит в основе одной из самых известных работ Сергея – композиции "Решилье". Совсем недавно он вновь прибегнул к искажению пространства в одном из последних своих произведений, работе "Кот Бегемот", не делая, впрочем, на этом основного акцента. Таким образом, как нетрудно заметить, этот метод вполне освоен автором и последовательно возникает в целом ряде его работ. Тем не менее именно в "Зебрах" он принял наиболее совершенную и выразительную форму, позволив достигнуть впечатляющего художественного эффекта. Основная же ценность этой композиции заключается в том, что, применив абсолютно новый для камнерезного искусства прием, Шиманский тем самым сформировал предпосылки для возникновения в нем еще одного направления с огромными потенциальными возможностями. Перспективы использования в резьбе по камню эффекта, построенного на противоречии между реальной формой объекта и ее визуальным восприятием, трудно переоценить. Именно это и делает "Зебр" упомянутым выше революционным творением, к созданию которого должен стремиться всякий художник, которому тесно в рамках устоявшихся традиций. Думаю, будет нелишним также сказать, что для столь разностороннего мастера, как Сергей Шиманский, оптическая иллюзия - лишь один из многочисленных приемов в его обширном арсенале выразительных средств. У него немало других заслуг и достижений в работе с камнем и металлом.
Устойчивое недоумение вызывает у меня на удивление незначительный резонанс "Зебр" в камнерезных кругах Петербурга. Эта композиция заслуживает гораздо более пристального внимания. До сих пор лишь Александр Веселовский сделал пару интересных работ, используя при этом аналогичные художественные приемы. Возможно, отчасти эту ситуацию можно объяснить тем, что "Зебры" экспонировались на выставках только за границей, а качественных фотоснимков этой работы долгое время не было. Лишь несколько месяцев назад, по просьбе редакции "Сизифа", Сергей Шиманский взял эту легендарную композицию у коллекционера, ее владельца, и привез к нам для полноценной фотосессии. Так что можно с уверенностью сказать, что на страницах этого номера альманаха "Зебры" представлены взорам широкой публики впервые. Смотрите, вдохновляйтесь и думайте, драгоценные коллеги. На мой взгляд, одна эта работа открывает для камнерезного искусства куда более широкие художественные горизонты, чем, например, все наследие Карла Фаберже, в котором многие по-прежнему склонны копаться в поисках "новых идей". Оптическая иллюзия – универсальный прием, который так же легко может быть экстраполирован практически во все уже существующие жанры камнерезного искусства, как и инициировать появление новых течений. Вот только для того, чтобы им воспользоваться, необходимы воображение и талант, то есть именно то, что отличает настоящего художника от хорошего ремесленника… В заключение мне хотелось бы обратиться к тем хроническим критиканам нашего городка, которые, узнав о существовании прототипа "Зебр" у Вазарелли, злорадно начнут обвинять Шиманского в плагиате. Попробуйте на досуге побаловаться таким плагиатом. У меня вот наверняка таланта не хватит. А у вас? Тем более что сопроводивший "Зебр" авторским посвящением Вазарелли Шиманский источника вдохновения не скрывает. Cентябрь 2007 г.
|